Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Интересные статьи из журнала "Монтессори-клуб"  
Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?


Елена Хилтунен -
эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России


Компетенции будущего

Понятно, что далеко не всегда будущие изменения можно предсказать сегодня. Все же специалисты попытались определить в Атласе новых профессий 11  надпрофессиональных навыков (комптенций), которыми нашим детям, следует овладеть в школьные годы. Среди них: «системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, управление проектами, бережливое производство, программирование/робототехника, клиентоориентированность, мультиязычность/мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, художественное творчество, экологическое мышление». Слова не совсем из области педагогики , когда мы рассуждаем о детском садике или даже о школе. Но в сущности истоки всех этих новых для нас навыков и компетенций лежат именно в начале жизненного пути человека. В этом смысле Монтессори-образование можно рассмотреть через призму уже нынешних результатов и достижений, и  тогда мы получим картину его дальнейшего развития в условиях современной России.  

Все зависит от целей проекта

Любопытно: сто лет назад Монтессори-педагогика начиналась в рамках социального проекта строительства дешевых многоквартирных домов на окраине Рима. Проект затеял инженер-строитель Эдуардо Таламо. Цель была поставлена правительством Италии, которое тогда озаботилось сохранностью и преумножением бесценной для всего мира итальянской культуры.  Решили уничтожить римские трущобы, портившие общую архитектурную картину Рима, а семьи придумали переселить  в маленькие, но вполне симпатичные и дешевые квартирки специально построенных домов. Эти дома и сейчас существуют и вполне выполняют свою функцию. В оплату жилья переселенцев для приобщения к культуре после трущоб включили  обязательное посещение их детьми дворового детского сада. Мария Монтессори стала, как сейчас бы сказали, заместителем директора проекта по экспериментальной педагогической работе с населением.  Представьте, какое огромное доверие оказало итальянское государство Марии Монтессори, поручив ей заботиться о спасении культурного будущего своей страны! Конечно, она стремилась оправдать это доверие, получить желанный результат. И оправдала его на 100 лет вперед. Иначе не было бы сейчас по всему миру и в нашей стране многочисленных детских садов и школ, работающих по ее методу.

Результат работы школы -  «нормализованные» дети

Современная ситуация с образованием и культурой в нашей стране совершенно другая, чем была сто лет нвзвд в Италии. Нам вряд ли грозит культурная катастрофа. Но условия общественной жизни требуют от детского сада и школы почти тех же целей, что ставила перед образованием человека и Мария Монтессори. Не просто самостоятельность, самодисциплина, познавательное развитие или здоровый образ жизни, а личностная нормализация, возникающая, когда окружающее ребенка пространство позволяет ему созидательно действовать. Работой педагога на результат становится: постоянное обобщение прежнего опыта на основе наблюдений, природосообразность, внимание к психологическим особенностям детского возраста, гуманитарный характер содержания общеобразовательных программ. «Идеальный тип нового учителя — наблюдатель и обаятельный проводник детских душ. В сравнении с сегодняшними авторитарными учителями, он координатор и помощник» (М. Монтессори. 1949 год «Образование человека»)

Педагогика Монтессори позиционируется как природосообразное развитие детей в специально подготовленной предметной развивающей среде. Когда монтессори-эксперты говорят: «мы констатируем у вас нормализованную работу детей», - это означает, что педагог достиг одной из важнейших целей в своей работе, его дети открыты, трудолюбивы и самостоятельны.

Умение делать выбор –
ответ на ситуацию неопределенности

Разнообразие окружающего ребенка мира в детском саду, школе и дома заставляет его постоянно находиться в состоянии напряжения. Оно может быть незаметно невооруженному глазу родителей, но педагоги это напряжение нередко наблюдают, особенно в период адаптации детей к новым условиям детсадовской или школьной жизни. В обычном детском саду и школе  проблема решается армейским способом: делай, что тебе говорят, и не задавай лишних вопросов. Результат – неготовность человека к ситуации выбора поведения в будущей взрослой жизни.
 
В детском саду и школе Монтессори специально подготовленная среда, которую предлагается освоить ребенку, состоит из множества разнообразных единичных предметов познания постоянно зовущих выбрать один из них и сделать его источником своей учебной деятельности. Таким образом ребенок вынужден ежедневно и ежечасно тренироваться в осуществлении выбора. В будущем этот навык будет незаменим, в какой бы неопределенной жизненной ситуации человек ни оказался.

Умение делать собственный  выбор становится важнейшим навыком ребенка, а, следовательно, и результатом работы монтессори-педагогов. Достижение такого результата является приоритетным именно в детском саду и школе по системе Монтессори.

Управление вниманием –
залог системного мышления


Умение ребенка концентрированно работать – один из результатов монтессори-образования. Такого результата стремится достигнуть в своих учениках любой современный педагог, так как это залог последующего системного мышления человека и во взрослой жизни обеспечивает бережливое отношение к профессиональной работе на производстве. Но метод Монтессори показывает, как это можно осуществить в реальной практике.

Ребенка, посещавшего хороший детский сад Монтессори, можно легко угадать по деталям поведения. Он всегда после чая отнесет свою чашку к раковине и задвинет стул под стол. Он строит замок из конструктора Лего, пока последняя самая маленькая деталь не будет поставлена на место. Он начинает читать текст с первого слова и заканчивает последним. Он будет думать над решением задачи, пока ни решит ее.

Откуда это взялось? Из постоянных наблюдений ребенка за презентацией педагога любого из монтессори-материалов, ведь презентация – это ответ на вопросы: с чего начать, как продолжить и чем закончить свою работу. Предоставляя ребенку возможность дальнейшей самостоятельной деятельности, монтессори-педагог не блокирует естественное развитие его сознания, а по требованию лишь осуществляет поддержку.

Многие родители  понимают, что в ежечасной обыденной жизни важно научиться управлять своим вниманием, своей мыслью, потому что мысль рождает действия, а действия формируют привычки, управляющие судьбой. В других педагогических системах ребенку чаще всего навязываются шаблоны поведения (пусть даже наилучшие), единственно правильный ответ, придуманное взрослыми правило жизни. Поэтому мы говорим, что монтессори-педагогика – помогающая, а не формирующая.

Навыка концентрировано работать ребенок далеко не всегда  достигает  в другом детском саду, кроме работающего по системе Монтессори.  Если такой результат с течением времени не достигается, то причина этого кроется не в ребенке или в домашних отношениях с ним родителей, а в слабой профессиональной компетенции монтессори-педагогов группы, которую он посещает. В то же время, о намерениях педагогов достигнуть в работе с детьми именно такого результата, а не каких-либо других, следует предупреждать родителей, решивших записать свое дитя в детский сад или школу Монтессори. Возможно, такая цель родителям не подойдет.

Умение сотрудничать с другими людьми и управлять проектами -
важный образовательный результат  


В атмосфере детского сада Монтессори ребенок оказывается независимым от внешних форм, определяющих его жизнь. Он живет в окружении предметов культуры, побуждающих к умственной и физической работе при том, что общий ход жизни рядом с другими людьми постоянно требует от него чувствовать себя то старшим, то младшим, то неумелым, то опытным человеком. В такой ситуации отношения конкуреции сами собой исчезают, напротив,  проявляется забота о другом, стремление к сотрудничеству. Следствием этого в более старшем возрасте становится умение человека радоваться успеху другого и стремление понять: кто я по отношению к людям (могу ли я приносить пользу). И параллельно: кто я такой? что я за человек? зачем я?  

Когда мы наблюдаем такое состояние подрастающего ребенка, нам становится понятным, что он готов к новому типу взаимоотношений с миром, построенному на законах, подсказанных ему его внутренним голосом. Так проявляется самый главный результат работы монтессори-педагога: способность ребенка взрастить в себе внутреннего человека, помогающего думать и действовать самостоятельно, с учетом интересов других людей, то есть ответственно. Понимать: «От меня зависит бытие другого, от меня зависит, будет ли мой приятель грустен или счастлив».

Мультиязычность и мультикультурность
как результат внимания к природосообразному развитию ребенка


Детские сады и школы Монтессори есть во всем мире. Они похожи и не похожи друг на друга, но всегда остаются по своей сути мультикультурными, принимающими облик той страны, где находятся, и тот язык, на котором говорят  дети и их родители. Это связано с принципиальной идеей Марии Монтессори о природосообразности развития человека, о проживании каждым ребенком сенситивных фаз развития не зависимо от социокультурного контекста.

Во многих детских садах Монтессори России в сенситивный период развития языка, то есть до 6-7 лет, дети осваивают при поддержке родителей основы второго и третьего языка общения, а педагоги говорят с детьми на двух и более языках. В этом смысле одним из   результатов воспитания детей по системе Монтессори может быть многокультурность их мышления и речи.

Опыт участия в социальном проектировании -
еще один результат монтессори-образования


Еще одной целью образовательной деятельности любого детского сада и школы Монтессори является, как это ни странно звучит, социальное проектирование. Дело в том, что большинство российских детских садов и школ Монтессори являются одновременно и семейными объединениями. Их невозможно представить иначе, как коллективное сообщество взрослых и детей, в котором ребенку может быть комфортно и радостно только при условии соответственного уклада жизни. И вот почему детские сады, центры и школы Монтессори чаще всего возникают из семейных клубов и развиваются на негосударственной основе. Создание каждого такого образовательного учреждения является, как это было и 100 лет назад, большим социальным проектом, равноправными участниками которого становятся и дети. Тут они не напрямую, но косвенно получают естественный опыт социального проектирования.

В Монтессори-школе (в отличие от обычной) и ребенку, и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные нужды. При этом школа не держится на энтузиазме и одиночных усилиях отдельных учителей. Это коллектив старших и младших, живущих в отношениях взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания и симпатии. Важным образовательным результатом работы педагогов является создание такого уклада жизни детского сада или школы, при котором дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему, и получают опыт организации подобных социальных проектов.

Роль предметных образовательных результатов, полученных
 в детском саду и школе Монтессори

 
Предметное образование детей в детском саду и школе Монтессори является   способом, средством достижения метапредметных результатов, и его освоение происходит косвенно. Объем предметного содержания зависят от подходящего для соответствующего возраста наполнения школьной или детсадовской окружающей среды. Не от заданной во взрослой логике образовательной программы и учебного плана, а именно от автодидактической среды, позволяющей каждому ребенку раскрывать свой потенциал, действуя удобным для него методом в подходящем темпе, месте и времени. Детский сад и школа Монтессори предоставляет возможность детям открыто работать в такой среде и получать индивидуальную помощь в своей работе.  Изучить культурное наследие человечества – математику, физику, географию, историю, словесность и другие науки - детям здесь предлагается сообразно их способностям и потребностям. Монтессори-школа не является репетитором для подготовки к сдаче тех или иных интеллектуальных испытаний.

Таким образом школа, уважая достоинство ребенка, помогает ему стать ответственным за свое собственное образование человеком и ждет от него результатов, соответсвующих присущему только его личности человеческому потенциалу. В настоящее время предметные образовательные результаты  самообучения детей в автодидактической среде можно, наверняка, получить в детских садах и школах по системе Монтессори, где такая среда создана. И можно с уверенностью предположить, что в дальнейшей жизни учеников из монтессори-школ эти результаты откликнутся их привычкой к постоянному пожизненному ученью.





Список материалов:

  • Наблюдение детских открытий на фоне специально организованной природной среды. "Монтессори-клуб" №1 2011 год

  • Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia

  • Мастерская в школе Монтессори. Как она может быть устроена?

  • Домашние задания... для родителей

  • Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru