Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Интересные статьи из журнала "Монтессори-клуб"  
Домашние задания... для родителей

Валерия Елецкая -
Монтессори-учитель 1 ступени
Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой



Двойная работа

Долгое время в нашей начальной школе не было домашних заданий, и это была принципиальная позиция школы. Наши монтессори-тренеры из Америки и Германии утверждали, что, по их мнению, домашняя работа портит отношения между детьми и родителями, и мы полностью соглашались с этим, имея свой собственный детский опыт и пример друзей и знакомых, чьи дети со слезами и скандалами делают уроки до глубокой ночи.

На родительских собраниях мы чётко декларировали: «Домашних заданий в первой ступени нет и не будет!». Родители реагировали на это по-разному — некоторые с сомнением, но большинство с облегчением. Со временем, однако, мы стали замечать, что те рекомендации, которые монтессори-педагоги дают родителям с целью помочь детям, испытывающим, по разным причинам, трудности в обучении, воспринимаются как необязательные и, соответственно, не выполняются. В то же время, другие родители, испытывая сильную тревогу по поводу учебных результатов, начинают покупать рабочие тетради и учебники, абсолютно не соответствующие нашей работе, и принуждают детей работать в них дома, зачастую совершенно сбивая своим усердием работу ребенка в монтессори-среде.

Размышляя над этим и пытаясь найти причины, мы пришли к выводу, что представление педагогов и родителей о том, как должна быть организована деятельность ребенка вне школы сильно отличаются, и наши заявления об отсутствии домашних заданий воспринимаются многими родителями как свидетельство того, что ответственность за учебные результаты, интерес ребенка и его успехи лежит исключительно на школьных учителях и к родителям отношения не имеет, что совершенно не верно с нашей точи зрения.

Домашние задания есть! Но какие!

В последнее время мы изменили свою позицию в отношении домашних заданий и теперь она звучит так: «Домашние задания в нашей школе имеют особую форму и не похожи на традиционные. В большей степени это задания для родителей, чем для детей. Тем не менее, они обязательны и должны выполняться регулярно».

Что же представляют собой домашние задания в монтессори-школе и почему они больше для родителей, чем для детей?

С нашей точки зрения основная задача родителей заключается в том, чтобы выстроить в домашней жизни ребенка продолжение образовательной среды, то есть создать условия для роста и укрепления познавательного интереса ребенка, поддержки его учебной мотивации и предоставить ему как можно больше стимулов к развитию.

Для того, чтобы интерес к освоению и познанию мира не затухал, необходимо, чтобы ребенок находился в культурной среде, где этот интерес подпитывается и удовлетворяется, где знания являются ценностью, а процесс их получения — удовольствием. И если такой средой является только школа, а дома она не поддерживается, то велика вероятность, что невостребованность получаемых знаний приведет к снижению ценности этих знаний для ребенка. Поэтому так важно, чтобы дома ребенок имел возможность делиться полученным в школе опытом и продолжать ту работу, которую выполняет в школьной жизни.

Иными словами, мы ожидаем, что родители обеспечивают ребенку возможность работать дома и побуждают его к этой работе разными способами. И это настоящая, трудоемкая и, тем не менее, обязательная работа родителей.

Вкус к чтению

Например, хорошо известно, что ребенок будет успешен в монтессори-среде только в том случае, если он хорошо читает и любит это. И если ребенок по каким-то причинам не полюбил чтение в дошкольном возрасте, то совершенно необходима регулярная и направленная работа родителей, помогающая ребенку почувствовать вкус чтения, научиться получать удовольствие от самостоятельного чтения.

Мы утверждаем, что на эту задачу работают многие факторы: обязательное ежедневное чтение ребенку, совместные походы в книжные магазины, где родители покупают книги для себя, а ребенок сам выбирает, что нравится ему, чтение родителями своих книг в присутствии ребенка, когда он играет, занят своими делами или тоже читает, беседы о тех книгах, которые родители любили в детстве, походы в библиотеку и т.д. Если ребенок постоянно видит маму и папу с книгой, то он тоже будет читать, это неизбежно. Собственное умение читать развивает чтение инструкций к играм, бытовым приборам, анонсы интересных событий и театральных афиш и т.д.

Вкус к письму

Не меньшего участия родителей требует процесс освоения письма. Необходимо постоянно создавать условия, при которых это умение ребенка будет востребовано естественным образом: написать записку маме, если ребенок ушел гулять с папой, записать рецепт вкусного блюда, написать список покупок, составить план занятий на выходные, написать правила, которые все должны соблюдать в комнате ребенка. Очень хорошо вести дневник путешествий, где ребенок записывает наиболее интересные события, приклеивает фотографии, билеты, маршрутные карты или делает зарисовки. Мы рекомендуем такие дневники всем нашим детям и осенью мы можем показывать их друг другу и рассказывать, кто как провел лето. Можно так же писать открытки бабушкам и письма друзьям, составлять рецензии на книги и сочинять собственные рассказы или короткие истории - чем старше ребенок, тем разнообразнее создаваемые тексты. При этом, то, что предназначено для чтения другими должно быть написано разборчиво, красиво и, хорошо бы, грамотно, и чем красивее, тем большей будет гордость ребенка и его ощущение успешности.

Вкус к иностранному языку

Аналогичным образом необходимо создавать среду, в которой востребованы знания иностранного языка: устраивать английские завтраки, готовить булочки по французским рецептам, читать старинные сказки на немецком, не говоря уже о том, чтобы выучить несколько слов на греческом или испанском перед поездкой, смотреть мультики или фильмы на языке оригинала. Тогда домашние задания по иностранному языку, которые необходимо регулярно выполнять в учебнике, становятся частью интересной жизни, а не утомительной рутиной.

А математика?

Это не только считать сдачу в магазине или количество литров воды, которую семья потратила за месяц. Это могут быть соревнования типа «кто быстрее сосчитает сумму цифр в номерах машин» или «кто составит из этих цифр наибольшее число»; это игры, развивающие умение заметить все кривые или геометрические фигуры в решетке ограды или определить, через какую точку проходит ось симметрии здания, колонны, листа или ракушки; это решение сложных примеров в уме пока едет лифт или поезд метро от станции до станции; это участие в математических конкурсах и олимпиадах вне школы.
Интерес к естествознанию, культуре и искусству обязательно должен поддерживаться походами в музеи, просмотром документальных фильмов, тематическим чтением и рассказами историй. И это не должно случаться с ребенком иногда, от случая к случаю! Всё это должно носить регулярный и систематический характер.

Это куда более сложная задача, нежели купить ребенку стандартные прописи или учебник и заставить его выполнять по странице в день. Эта задача требует от родителей изобретательности и творческого подхода. Но без этого ощущения востребованности знаний и умений в каждодневной жизни ребенка, все усилия монтессори-педагогов и, главное, самого ребенка, все его попытки к саморазвитию могут оказаться бесплодными.

Мы всегда предупреждаем родителей наших будущих первоклассников, что в нашей школе учиться много интереснее, чем в традиционной, и мы готовы обещать, что ребенок будет ходить в школу с удовольствием. Но это отнюдь не значит, что родителям не придется прикладывать усилия. Напротив, мы ожидаем от наших родителей, что они станут полноправными и активными участниками образовательного процесса своих детей. Именно сонаправленные усилия родителей и педагогов, их равноценная помощь ребенку, по нашему мнению, приносит наилучшие плоды.



Список материалов:

  • Наблюдение детских открытий на фоне специально организованной природной среды. "Монтессори-клуб" №1 2011 год

  • Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia

  • Мастерская в школе Монтессори. Как она может быть устроена?

  • Домашние задания... для родителей

  • Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru