Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Интересные статьи из журнала "Монтессори-клуб"  
Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia

 

Екатерина Чинарова
www.smartkids.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный Дом детей

Появившись в Италии, педагогика Reggio Emilia стала быстро распространяться по всему миру. Наш рассказ о детском садике, который находится  на территории одного из кампусов университета Монаш в Мельбурне, (Австралия).  Здесь обитают на пятидневке около 35 детей. Детский сад, который директор Сьюзан называет «домом», и есть дом  - отдельно стоящее здание. Атмосфера напоминает домашнюю, а не дошкольно-учережденческую с ее неотъемлемыми и весьма специфическими запахами, звуками.

Уникален дизайн детских садов, проводящих в жизнь принципы Reggio Emilia. Главный принцип  - сделать помещения удобными для общения взрослых и детей: родителей и детей, родителей и воспитателей, воспитателей и детей, и, наконец, детей между собой. Именно этой цели служит «открытая» кухня. Шеф – повар готовит пищу, родители знают и видят, как это делается, могут поговорить с поваром.  Дети же постоянно забрасывают повара вопросами, помогают ему или ей, да и  просто болтают с ним во время приготовления обеда.

На стенах удивительные картинки, разрисованное одеяло, портреты детей, их высказывания и рисунки. Потолок не сплошной и даже вечером здесь светло – свет проникает через специальные люки.  Невольно ловлю взглядом солнечного зайчика: это заходящее солнышко отразилось в CD-диске, подвешенном на улице. В помещении живые цветы, композиции из сухих растений, удивительные миниатюрные деревянные игрушки. В коридоре – диваны для родителей, чтобы воспитателям и родителям было комфортно  общаться.

В дальнем конце здания – тихая комната. Здесь можно не только поспать, но и заняться медитацией (детей учат расслабляться, ведь не все любят спать днем), просто полежать с книжкой или поиграть в темноте с фонариком.

На полке в открытом доступе – портфолио детей, внутри не только традиционные рисунки, но и  транскрипты монологов и диалогов, истории, записанные воспитателем со слов одного из детей, фотографии, сделанные малышами. Все эти удивительные вещи – не единичный эксперимент, а часть программы многих садов  во всем мире, которые принимают принципы и подходы к работе с детьми Редджио Эмилиа.

 Философия среды и отношений

«Reggio Emilia» – это не теория воспитания, не методика и не модель, которую можно легко перенести в любой садик. Это скорее опыт другого отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.  Мыслители, дизайнеры, художники, родители и все, кому не безразлична судьба человечества, задумываются, как вырастить свободных людей, способных рассуждать и мыслить, не поддаваясь на пропагандистские лозунги. Они считают, что детей, надо сделать полноценными членами общества, чтобы они не только развивали свои когнитивные способности, но и развивались во взаимодействии с местным сообществом, с другими людьми. Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Он опирался на идеи Пиаже, Выготского, Монтессори, Штайнера, Дьюи и Брунера.

Инновационный подход к образованию Reggio Emilia базируется на следующих принципах:
• Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения.
• Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
• Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.
• Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
• У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа)
Коллективная творческая деятельность
Ключевым компонентом нового подхода стали исследования или проекты. Но Reggio Emilia – больше чем просто проектно-ориентированный подход. Эта педагогика неотделима от места, в котором возникла (Италия, город Редджио Эмилиа), поэтому не так-то просто перенести дизайн и уникальную среду, в которой растут итальянские детишки на нашу почву. Зато можно попытаться оценить подобное отношение к детям как к творцам,
Дети в Reggio Emilia не сидят за партами, на ковре, в кругу. А если и сидят, то не для того, чтобы повторять за учительницей. Дети здесь – соавторы, и, более того, инициаторы большинства проектов. От их предложений отталкиваются при создании программы обучения. Все проекты, которые получаются в результате деятельности детей и взрослых записываются на видео, аудио, фотографируются и описываются в дневниках, чтобы посмотреть на эти работы могли родители и все заинтересованные лица. О детях здесь думают, как об  уникальных существах, способных обучаться невероятными темпами и творить. Важна и ценна, прежде всего, интеллектуальная и творческая деятельность детей. А документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым поразмышлять впоследствии над тем, что они сделали. Reggio Emilia  – это место для совместных опытов и открытый. Детей не пичкают готовыми знаниями и это ключевой принцип подхода.

Еще одна черта садов Reggio Emilia – «ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье – место, где ребенок может выразить себя.
 Воспитатели тоже необычные. Их роль отличается от традиционной. Они не источник знаний, не ролевая модель, а соавторы детей. В процессе они учатся, их подход также эволюционирует. Они постоянно развиваются, и это развитие включает посещение семинаров, лекций, курсов по керамике или искусству, музыке, драме. Их главная роль  - быть терпеливыми наблюдателями и соучастниками детских проектов. Учителя задают вопросы детям, которые стимулируют малышей искать свои ответы. В подобной деятельности всегда есть элемент спонтанности.

Родители  тоже активно участвуют в развитии детей, причем, не только своих, но и других тоже. Они тоже своего рода воспитатели в этом детском саду. Учителя, которых в Reggio называют pedadogista, рассматривают родителей как первых и главных воспитателей своих детей.  Родители осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения.  Те родители, которые выбрали подход Reggio Emilia, применяют его принципы и дома. Это можете сделать и вы!



Список материалов:

  • Наблюдение детских открытий на фоне специально организованной природной среды. "Монтессори-клуб" №1 2011 год

  • Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia

  • Мастерская в школе Монтессори. Как она может быть устроена?

  • Домашние задания... для родителей

  • Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru