Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Интересные статьи из журнала "Монтессори-клуб"  
Наблюдение детских открытий на фоне специально организованной природной среды. "Монтессори-клуб" №1 2011 год

Маргарита Вертоломо –
Координатор детского сада Монтессори «Кедровый дом"  Рим, Италия.

Перевод с итальянского  Елены Амаром»,
Редакция Грации Хонеггер Фреско и Елены Хилтунен

 

 

 

Жизнь по ту сторону окна

«Кедровый дом» – это детский садик, за жизнью  которого вот уже шесть лет. наблюдает Центр по Рождению Монтессори (Centro Nascita Montessori).

Входим и, прежде всего, видим комнату, одна стена которой полностью застеклена.  Это позволяет детям подолгу наблюдать происходящее снаружи. А когда они выходят в сад, могут заглянуть и внутрь.  Кстати, часто случается, что в то время, как одни дети гуляют, другие занимаются в комнате.

Сад – важная часть «среды Монтессори». Дети на свежем воздухе исследуют то, что им предлагает природа: дождевых червяков, жучков, котов проходящих мимо,  или, например, семью попугаев, которая основательно поселилась на верхушке одного из деревьев и даже соорудила гнездо (справедливости ради скажем, что это мы, взрослые, поселились в их саду!) Дети исследуют разные тайнички, образованные небольшими изгородями с покрывающими их растениями, создавая низкие пещерки. У детей они то превращаются в норку змеи, то в логово волка. А иногда малыши  попросту устраивают там  место, где можно поиграть одному или с другом. 

 На детской площадке «Кедрового дома» построены горки и разные приспособления для лазания, а так же  перила, отгораживающие дорожку от калитки до входа в дом.  Все эти сооружения  сами собой приглашают попрыгать, полазить, повисеть. А уж о газоне и говорить нечего – бегай по нему без конца, спускайся и поднимайся по мягкой горочке.

Для малышей возможность экспериментировать в саду – важный  жизненный опыт. Педагоги в то же время имеют возможность наблюдать   детей, увлечённых своей работой сразу и в группе –  по ту сторону окна, и в саду.  Тем же занимаются и дети. Может показаться, что малышам тоже хотелось бы выйти на улицу, но они не идут, хотя всегда, когда бы ни захотели, могут выбежать в сад. Вот почему  мы полагаем,  что наблюдение малышами жизни, происходящей за окном, не что иное, как самое настоящее исследование.

Шишки и орешки на стеллажах

Среда во внутренних комнатах «Кедрового дома» имеет самые разные материалы для занятий детей.  Обстановка  постоянно меняется, так как у наставниц появляются все новые идеи на основе наблюдений жизни детей.

 На длинных и низких стеллажах, расположенных по длине окна стоят корзинки с природным материалом (еловые шишки, разноцветные камушки, листья, палочки, жёлуди, орехи, солома, семена растений). Есть и предметы, которые дети часто видят у себя дома, например,  пуговицы, пробки пластмассовые и из пробкового дуба, различные нити, трубки жёсткие и гнущиеся. Эти материалы тоже предложены им для  экспериментирования, Дети занимаются с ними на маленьких ковриках, которые  лежат в корзинках и служат для ограничения территории работы каждого ребенка.

Способ исследования  предметов каждый из детей выбирает по своему вкусу. Кто-то собирает предметы в кучу,  кто-то делит их и сортирует   по какому-то признаку или совмещает и создаёт новые фигуры. Материал может быть наклеен на листы из плотного картона или посажен в глиняную вазу.  Таким образом,  просто  манипулируя предметами, дети знакомятся с ними, начинают относиться с уважением и интересом.

В одной из комнат «Кедрового дома» дети обнаруживают картон разных форм и размеров. Его они  используют для рисования. Рядом со столом предупредительно висит умывальник, где можно вымыть использованные кисточки, банки и руки после работы. 
Здесь всё продумано с максимальной пользой для детей.  В минуту отдыха малыши, собравшись маленькой группой, могут тут же  пообедать вместе с воспитателями. Обеденная посуда тоже оказывается  полем для детского экспериментирования.

Материалы, которые дети используют для своих наблюдений,  расположены в среде произвольно. Именно так можно дать детям наилучшую возможность комбинировать их, постоянно используя разные  способы деятельности  и изобретая что-то новое.  Детские исследования – это вид свободной детской  игры, где открытие мира является наиважнейшим.  Нельзя знать заранее все виды экспериментов,  которые ребёнок проделает с тем или иным предметом, потому что,  эта работа в принципе не ставит задачу перед малышами найти некий ответ.  Цель в ином – приглашение ребенка попробовать и сделать что-то. Вся окружающая детей обстановка продумана, что бы дать детям  эту возможность.

 Наставницы «Кедрового дома» постоянно думают о том, какой вид исследования   детям будет интересен. Но случается, малыши удивляют взрослых, изобретая то, о чем они не можем догадаться. 

История про орех, веревочку и картонную трубу

Вот  маленькая история, которую нам подарили  дети.  Она стала свидетельством сотрудничества и согласия, на которые способны маленькие дети.

На фото двое детей, находящихся в помещении. R. 30 месяцев и S. 36 месяцев. Они главные участники нашей истории. Сначала ребятишки были  заняты самостоятельным и индивидуальным исследованием материала, которым является длинная труба из плотного картона.  R. измерял трубу, пробовал её в соотношении с другими предметами в разных местах комнаты Рядом с ним S., которая тоже проводла опыт с  трубой, но у неё этот предмет вызвал другой интерес Кажется,  она исследовала её как подзорную, смотрела внутрь, пробовала возможные варианты, снова возвращалась к предыдущему опыту.  И вот у нее появляется идея просунуть во внутрь трубы орех. Она взяла корзинку, наполненную орехами, и начала один за другим пропускать их в трубу. Всё её внимание сконцентрировалось на том орехе, который медленно скользил по трубе вниз, и, падая на пол, создавал необычайный звук.

Тут подошел R. Он пока находился в своём поле игры, но тоже решил понаблюдать эти скользящие и падающие, как бомбочки, орехи.   Заинтересовавшись, он решил лично поучавствовать в процессе, но трубу всё же прихватил свою.

Смотрите! В действиях участников нашей истории появилось  согласие,  будто они работают над каким-то общим незапротоколированным проектом. R. подаёт орехи, а S. их вталкивает в отверстие трубы, по длине которой орехи катятся и падают на пол. Потом их роли меняются,  и уже S. держит трубу, чтобы  R. смог спустить орешек. Вместе они наблюдают «ореховый путь», слушают постукивание переворотов орешка и ожидают у другого отверстия ульминацию. Детские личики выражают необычайную сосредоточенность.   Проходящий мимо любопытный ребёнок заглядывает в корзинку, потом в другие, рядом стоящие, но внимание героев, обращённое к игре, непоколебимо. Они поглощены происходящим.

В какой-то  момент дети начинают дополнять свою игру другими материалами, находящимися в комнате. Они взяли веревочки и начали вдевать их в трубу. Один вдевает, другой передаёт или принимает веревочку. Потом их роли меняются.  Наверное, они хотят посмотреть, что случится, если веревочка проскользнет вниз, а, может, им интересно, как быстро это произойдет? Будет ли слышен какой-то звук или шум?

Мы не можем знать наверняка, о чём договариваются наши малыши. Нам остаётся лишь наблюдать их взаимодействие.  Результат эксперимента с веревками не произвёл на детей  должного впечатления. Возможно, из-за того, что веревки не достаточно шумели, как это было с орехами.  Дети сели на ковер и вернулись к орехам.

Кажется, именно такая игра с картонной трубкой удовлетворяет малышей больше, чем с другими предметами окружающей их среды.…



Список материалов:

  • Наблюдение детских открытий на фоне специально организованной природной среды. "Монтессори-клуб" №1 2011 год

  • Педагогика сотрудничества детских садов Reggio Emilia

  • Мастерская в школе Монтессори. Как она может быть устроена?

  • Домашние задания... для родителей

  • Каковы образовательные результаты монтессори-школы и как они достигаются?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru