Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Тексты из библиотеки Марии Монтессори  
Фридрих Фрёбель. Жизнь ребенка

Фридрих Фрёбель. Из книги «Детский сад». Публикуется по изданию
Фридрих Фребель. Будем жить для наших детей.
Екатеринбург У-Фактория 2005

 

 

 

 

 

Жизнь ребенка. Первоначальная деятельность детей

Подобно спелому семени, выпавшему из породившего его растения, новорожденное дитя носит жизнь в себе самом и, подобно семени, развивает ее.  Действия и поступки ребенка, обнаруживают его внутреннюю работу, дремлющее в нем саморазумение и самовосприятие, а так же зарождающееся самообладание.

В стремление ребенка занять себя некой деятельностью, пробуждающейся вместе с первыми проявлениями его внутренней жизни, чувственными ощущениями и восприятием,  заключается сущность человека как творения.

Именно из правильного понимания детской склонности к занятиям и в надлежащем уходе за нею, должно состоять истинно человеческое понимание развития ребенка, его  всесторонне удовлетворительное воспитание. Ибо склонность к занятиям находится в соответствии с триединым проявлением человеческой деятельности — действием, ощущением и мышлением, – и вполне соответствует природной способности ребенка мочь, понимать, воспринимать, опознавать себя.    Таким образом, благодаря склонности к занятиям в ребенке заключен весь человек, а с ним и все человеческое, сама жизнь.

Человек сначала почти ничего не может сделать без помощи извне. Следовательно, всякое действие требует от него напряжения и перевеса сил. Обратное показывает нам, например, только что вылупившийся из яйца утенок, который сразу начинает  плавать.  Внутреннее самовозрастание силы, вытекающее из свободной деятельности воли, составляет громадное преимущество человека над животным, так как человек рождается в состоянии высшей беспомощности.

В жизни ребенка беспомощность и собственная воля являются  противоположными точками, которые объединяет свободная деятельность, самозанятие. Для педагога и воспитателя в этом заключается верный ключ к пониманию внутренней и внешней жизни детей и юношества, открывается свободный доступ в ее светлые и темные стороны. На почве стремления к самостоятельной деятельности, у детей рождается постепенное привыкание к ней, образуется привычка работать. Поэтому изучать в ребенке эту привычку для воспитателей так же важно, как специально воспитывать стремление к занятиям...

Подобно тому, как из свободной деятельности ребенка рождается привычка к работе, развивается и подражание.  При уходе за детьми, его также важно не оставлять без рассмотрения,  ибо мы видим, что внутренняя, духовная жизнь ребенка проявляется в трех видах — свободной деятельности, привычке  и подражании, –  образующих собою триединое замкнутое целое.

Самостоятельное восприятие внешнего мира и игра, как самостоятельное действие, исходящее из внутренних побуждений, являются, таким образом, первыми самостоятельными занятиями ребенка при условии, что его телесные потребности удовлетворены, и он чувствует себя здоровым и сильным...

Таким образом, мы видим, что человек благодаря этим трем видам деятельности, рано постигает свое предназначение. Для перевода внешнего мира во внутренний он наделен органами чувств, а для того, чтобы представлять свой внутренний мир вне себя,  — физической силой. Становится понятным, насколько важно  для ребенка воспитание его тела, чувств и духа  в объединяющей это триединство деятельности.

Не спрашивайте меня, возлюбленные родители и воспитатели детей, как могут быть воспитаны упомянутые ценности у ребенка, который рождается таким бессознательным и беспомощным? Конечно, они заложены в нем со дня рождения, и если бы это было не так, их нельзя было бы развить. На этом  основана любовь к детям Всевышнего, его суждения о них, сопоставление их с собою, требования к  ним. Если бы эти ценности не были  заложены в ребенке, то и мать, не смогла бы смотреть на своего ребенка с первого момента появления на свет, как на существо, наделенное пониманием, восприятием и волею. Ребенок в таком случае никогда бы  не смог стать плодом ее жизни,  ибо,  где нет зародыша чего-либо, там это нечто никогда не может явиться.

Итак, смутное предчувствие сознательной жизни внутри себя и жизни вокруг, основанное на упражнении собственных сил, испытание этих сил и упражнение собственной самостоятельности в реальной деятельности —  вот наиболее глубокое основание всех явлений  раннего периода жизни ребенка.

Поэтому, как только пробудится самостоятельность ребенка и способность распоряжаться чувствами, как только он станет свободно двигать ручками и ножками, начнет воспринимать звуки, различать их и направлять внимание и взор туда, откуда они идут, — дадим ему предмет,  в котором он, пусть пока бессознательно, сможет увидеть, как в зеркале, скрытую подвижную жизнь, и сможет упражняться и испытывать ее. Таким предметом может оказаться  шар или, скорее, мяч…



Список материалов:

  • Беседа Эйнштейна и Рабиндраната Тагора

  • Рабиндранат Тагор. Лирика

  • Жан Жак Руссо. О причинах различий между людьми...

  • Зигмунд Фрейд. Из жизни детской души

  • Фридрих Фрёбель. Жизнь ребенка

  • Махатма Ганди. Моя вера в ненасилие

  • И.Г. Песталоцци. Наблюдать, говорить, мыслить

  • Жан Итар. Доклад о первых успехах в развитии Витора из Авейрона

  • Эдуард Сеген. Освежение и укрепление жизни

  • Джон Дьюи. Изучение детской деятельности важнее использования любого набора игр

  • Жан Пиаже. Как дети образуют математические понятия

  • Роже Кузине. Он опирался на многолетний эксперимент, что подтверждало научность его педагогики



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru