Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Мария Монтессори  
О научной педагогике, как главном источнике понимания детства

Мария Монтессори
Из работы «Научная педагогика. Курс лекций»
Изд. Римского Университета «CITTA DI CASTELLO» 1909 год
Архив Грации.Х. Фрешко
Перевод с подлинника Елены Хилтунен

Первая публикация в России


 

 

На этом курсе будет представлена моя образовательная программа, которую мы обсудим. И, наверное, я должна сказать несколько слов о себе.

По счастливой случайности десять или одиннадцать лет назад  я получила медицинское образование и работала ассистентом в психиатрической клинике при Римском университете. Фрагментарно я имела возможность изучать больных с психическими заболеваниями и должна была выбрать дальнейшее направление работы. Мне были интересны госпитализированные в клинику дети с психическими отклонениями в развитии. Но интуиция подсказывала мне, что таким детям нужны не столько медицинские методы лечения, сколько образовательные. После изучения лечебной (терапевтической) педагогики в Лондоне и Париже я поставила задачу лечить больных детей как учитель, а не как медик. Физиология болезни ярче высвечивает маршрут образования. Он проходит от ненормального состояния ребенка к норме и гораздо ярче, чем в обычных условиях, виден методический вклад экспериментальной психологии и гигиены в дело образования, хотя душа человека, душа ребенка так и остается неизведанной, не изученной до конца, и особенный ее строй все еще считается ошибкой природы. 

Два с половиной года назад мне представился счастливый случай. Эдуардо Таламо – руководитель государственного Института улучшенных жилищ, человек высокого интеллекта и мыслящий прогрессивно, – предложил участвовать в его проекте. Мне представилась возможность стать организатором семейной школы, которая объединила бы детей жильцов многоквартирного дома, в котором живет и сама учительница. Эта школа была частью повседневной жизни всего жилого комплекса. В ее работе принимали участие  матери, сестры и братья детей, и сами дети всегда могли вернуться к себе домой. Я получила возможность экспериментировать с методом, мною разработанным. И после некоторого времени занятий с детьми, не веря своим глазам, я поняла, что эти методы в еще большей степени пригодны для занятий с детьми обычными, чем с больными,  потому что все дети пока не обучены, но должны быть подготовлены к жизни в обществе. Оказалось, мой метод может работать в качестве критерия разумного развития человеческой индивидуальности. Веря в здоровье организма, мы должны иметь веру и в здоровье духа. Метод антропологии и экспериментальной психологии может быть применен к педагогике. А учителю предстоит из механика превратиться в  настоящего натуралиста, естествоиспытателя и следовать тому, что предлагает природа.

Новой школе нужен Новый учитель

В старой школе – школе принуждения – мы не могли ни видеть, ни понимать истинную жизнь ребенка. Мы были бабочками, прикрепленными иголкой к стеклу окна. Нам было не до наблюдения естественной жизни детей. Теперь же нам предоставляется возможность построить школу, сформированную детским и собственным опытом. Для такой школы нужен Новый учитель. Те, кто наблюдал наших детей, понимают, что они вряд ли смогли бы проявить такие физические и интеллектуальные способности, если бы к работе с ними не применялись новые, откровенно простые и совершенные методы.

Например, когда мы увидели, что некоторые дети не проявляют интереса к игрушкам, у нас словно пелена упала с глаз. Мы стали замечать природные проявления детской любви и творческого таланта и поняли цену уважения к естественной свободе детей. Не той свободе, которая граничит с анархией, но той, которая помогает проявить лучшее в детской душе. Мы нашли новую  тропу, ведущую к самодисциплине человека, который сам хочет решать проблемы несоразмерно большего масштаба, чем просто вопросы собственного  образования. 

Революционеры часто оставались голодными, воплощая в жизнь идеи освобождения человечества, и стремясь не растерять при этом свое достоинство и дисциплину. Но позвольте мне вернуться к образу поезда, о котором я уже говорила. Ученики нашей школы будут теми путешественниками, которые несут бремя. Но они обязательно смогут найти свое место в поезде жизни. Вот почему, вам будет полезно и интересно изучение нашего метода воспитания детей. 

Не многим людям высокого социального положения дано не просто увидеть зрелище грязных улиц квартала Сан Лоренцо с  его маленькими обитателями, но осознать значение нашего метода для детей, которые здесь живут и находятся на пути к взрослой жизни. Эта жизнь обязательно будет лучше, чем наша, и к ней они должны хорошо адаптироваться. Об этом я говорила на открытии детского сада в Сан Лоренцо.

В число  первых энтузиастов нового метода мне хотелось бы включить баронов Франкетти, которые поддержали наши эксперименты, так как понимали, что они делают нашу страну равной среди равных в мире.   Их работа  согласуется с пылом и верой нашей души и энтузиазмом апостолов! ...

Как мы можем осуществлять научную педагогику?

Прежде всего, надо принять тот факт, что новая педагогика носит научно-диагностический характер. Почти все врачи, действительно, видят параллелизм между развитием медицины и педагогики. Первые врачи были философами, и первые эмпирические исследования в медицине дали нам чуть ли не больше, чем сами медики. Эмпирические и анатомические исследования человека ознаменовали революцию в медицине, и человеческое тело стало предметом эстетической ценности, например, в работах Андреаса Везалия. Медицина реконструировала наблюдения жизни от микроорганизмов и бактерий до человека, чтобы понять и облегчить боль страдающего человека.

В следствие этого, школа впервые увидела разницу между здоровыми и больными детьми, а учителя осознали, что надо знать не только инструменты измерения и исследования своих учеников, но проникнуться духом исследователей и ученых.

В школах пока не хватает учителей, обученных антропологии и психометрии. Но даже и этого не достаточно знать для новой школы. Учитель должен быть всесторонне образован. В нем сливаются воедино его собственные исследования и мысли философа. Мы наблюдаем низкий уровень общей культуры учителей, и спасти школу могут только освоение ими экспериментальных наук и теоретическое обновления педагогики, а так же  художественного образования. Учителям надо стать натуралистами, чтобы почувствовать свою любовь к природе и детям. А ученикам следует предоставить свободу, потому что жизнь раскрывается только в условиях свободы. Только в свободе человек может полностью выразить себя. Детям должна быть предоставлена свобода, как в прежние времена рабам, которые за нее сражались, – свобода моральной и духовной жизни. Такая победа даст научной педагогике истинную основу.

Новые формы школ и учителей. Координация воспитательной работы школы и семьи.

Условия общественной жизни рождаются в школе. Поэтому основными особенностями ее реформирования  станут  обобщение прежнего  педагогического опыта, природосообразность, о которой я уже говорила, свобода, отдельные исследования, упрощение содержания программ, внимание к психологическим особенностям детского возраста. Идеальный тип нового учителя  – наблюдатель и обаятельный проводник детских душ. В сравнении с сегодняшними авторитарными учителями, он  координатор и помощник.
 
В нашу концепцию входят так же и отношения с семьями детей. Семья и образование объединились в одном и том же доме. И нам необходимо такое  взаимодействие. Дом Детей – это только начало, попытка обеспечить островок мира, оазис природы. Вмешательство учителя в семью, школы в общество ­  это своеобразная попытка искупления наших грехов перед детьми. Об этом говорит опыт синьоры Терезы Бонтемпи в Тичино по созданию с 1803 года 700 школ и 100 детских садов по Фребелю, которые демонстрируют абсолютную власть педагогов над детьми. В то же время нам следует создавать детские сады Монтессори даже в этих старых «питомниках», чтобы матери могли различными способами влиять на жизнь своего ребенка и принимать реальное участие в его образовании. О подобном опыте рассказывает синьора Анна Маккерони из Дома детей в Милане.
Мне хотелось бы поблагодарить всех педагогов, кто попытался добровольно осуществить мои идеи, в которых по сути нет ничего нового, но они ясно показывают то, что было до сих пор сокрыто. К счастью Мечтатели всегда есть на земле! И нас утешает, что именно они показывают нам путь к Высокому. Барон Франкетти понял это и поэтому мы сегодня собрались здесь. Сенатор заявил:  «Эти слова и этот метод не должны блуждать из уст в уста, но должен стать средством пропаганды новой педагогики».

Когда мы разойдемся, и каждый вернется к месту своей службы, у нас навсегда останется радостная привелегия и счастье быть учителем, видеть и понимать  детей, с которыми мы работаем.  

 



Список материалов:

  • Речь, произнесенная на открытии "Дома ребенка"

  • Воспитание чувств. Цель воспитания - развивать силы

  • Как давать урок

  • Отрывки из работы "Мой метод"

  • Как стать педагогом-исследователем

  • Логика пользования материалом и порядок упражнений

  • Mneme - особый вид жизненной памяти. О любви к Родине

  • О природе в воспитании

  • Рождение порядка

  • Естественно, когда дети разного возраста живут вместе

  • Стать переводчиком с детского

  • Дисциплина и учитель

  • Три уровня послушания

  • Уникальный текст выступления Марии Монтессори при открытии первого учебного курса на вилле Монтеска (Италия)

  • О научной педагогике, как главном источнике понимания детства



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru