Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Мария Монтессори  
Уникальный текст выступления Марии Монтессори при открытии первого учебного курса на вилле Монтеска (Италия)

 

 

Учебный курс "Научная педагогика" Вступительная лекция доцента Римского университета, доктора Марии Монтессори               

Издательство Кастелло, 1909 год Перевод с итальянского Елены Хилтунен

 

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово доктора Марии  Монтессори
 
Наверное, было бы неправильно предоставить  этот великолепный замок для работы мне одной, чтобы я смогла выполнить ее в покое, без вмешательства тех, кто мог бы отвлечь или помешать мне. Я не тот человек, кто сам по себе создал нечто новое в искусстве воспитания. Но мне  открылся дух ребенка. Я могла созерцать его в истинном проявлении. Именно в связи с этим духом у меня родился новый и серьезный метод работы с детьми, Это был  голос души ребенка, нового человека, который заговорил во мне. Голос, похожий на внутренний огонь высшей духовности, возведенный над материальным миром. Как голос менестрелей, которые ходят от замка к замку, чтобы волновать душу мастеров. Голос ребенка, нисходил в самую глубину души, и вызывал сильные внутренние толчки, которые, как эхо, должны были повлиять на весь цивилизованный мир. Эллен Кей назвала наш век веком ребенка. Такие же важные слова произнес, входя во власть и Витторио Эммануэле. Это явный признак открытия непростого, но  кротчайшего пути к решению проблем детства.

Давайте начнем с вопроса о противоречиях старых социальных наук  и новой педагогики. С древних времен по сегодняшний день, особенно во второй половине девятнадцатого века, произошло множество преобразований. Символом нашей эпохи может служить объединение социального и материального. На  Конгрессе  социологии и естественных наук указывались  цифры  соотношения социальной и технической активности людей, начиная с 1840 –го и по 1890 год.
 
Железные дороги:
В 1840 3000 км – в  1890 году, 218000 км
Путешественники:
В 1840 году, Франции, Германии, Англии 230 млн.  – 1891 году  614 млн.
    Письма в редакцию:
В 1841 году в Германии 85 писем - В 1888 году, 200 писем.
     Почтовая переписка:
В 1840 году во Франции 40 млн., в Англии 277 млн.  - в 1888 во Франции 585 миллионов, в Англии 1299
    миллионов.
       Газеты:
В 1840 году Германия 305 - в 1891 году: 6800.
       Публикация новых книг
В Германии в 1840 году 1400 – в  1891 году: 18 700.
       Импорт и экспорт в торговле в мире:
В 1840 году: 28 млрд. долларов  - в 1899 году: 74 млрд.  долларов.

Пятьдесят лет для истории не столь большой промежуток времени, но в жизни людей они представляют собой огромную разницу. Известный журналист Макс Нордау отмечает в связи с этой разницей нарастание общего переутомления, даже неврастении общества. Житель деревни сегодня умеет писать не хуже, чем стряпает любой министр или профессор университета, а простой бакалейщик путешествует по миру гораздо чаще, правителей древних времен. Это есть значительные изменения в социальном сознании людей. Изменения, которые дают возможность продвигаться коммерческим компаниям, и в то же время не позволяют отдельному человеку, как следует, адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.  Для иллюстрации приведу два анекдота, несколько раз упоминавшиеся на Конгрессе по образованию. Первый взят из речи профессора Хофмана на съезде естествоиспытателей в 1822 году в Бремене.

Однажды Хофман познакомился с путешествующим профессором, который ехал в командировку из Бремена в Лейпциг.  Поездка длилась четыре дня и четыре ночи и силы профессора, естественно, были исчерпаны. В Лейпциге его встретили друзья, и они пошли в ресторан. Но пиво было дурное. Потом они отправились в гостиницу, но на улице стемнело, и фонари горели с большими интервалами из-за постоянно гаснущих керосиновых ламп. Наконец, нашли отель и, так как электрическая лампа еще не была изобретена, в свете сальной свечи еле-еле открыли дверь. При этом профессор сломал  кончик ногтя. Он надеялся получить письмо с распоряжениями, но вынужден был ждать его несколько дней из-за того, что связь между Лейпцигом и Франкфуртом была только два раза в неделю…

Эта история демонстрирует отрицательную сторону нашей прежней социальной жизни. Но позвольте  посмотреть на это и с другой стороны. Я опишу несколько моментов из жизни Сары Бернар – великой актрисы, которую Ростан называл гением сцены.

Карета остановилась перед дверью. Из нее быстро вышла женщина, закутанная в меха. Толпа людей сразу собралась на звук  ее машины. Женщина, раздавая улыбки, поднялась по винтовой лестнице, вошла в раздевалку, полную цветов и тепла. Она бросила в сторону сумочку. Шляпка с пером, а так же все лебяжьи меха внезапно превратились в простой белый шелк, падающий на темную сцену. Душа ее стала бледной, зевающей тенью, охваченной лихорадкой. Вот она выходит на сцену, постоянно жестикулируя и произнося какие-то назидательные слова, гнев моментально сменяется улыбкой. Только что она пила чай, но вот уже требует вентилятор в свою театральную уборную, разговаривает со старыми актерами, которые очарованы ею, влетает в костюмерную, доказывая портнихе необходимость складок на платье, выбрасывает с пятого этажа какие-то шнурки, постоянно открывает сумочку, в которой есть всё, учит парикмахершу держать гребень, разговаривая с ней по-английски, тут же принимает букеты цветов и одновременно требует, чтобы на сцену вернули освещение и бытовые приборы, выслушивая проклятия электрика. Вместе со всем этим она испытывает чувство вины за то, что совершила прошедшей ночью и смотрит с негодованием на свой гардероб и обед. Она бледна от усталости. Она вряд ли заснет… На сцене она  – великая актриса, гений взывающий человечество к жизни. За кулисами женщина, без малейшей передышки объятая пламенем лихорадочной борьбы.
.
Однажды я видела в фильме простую сцену: на железнодорожные пути, фыркая, прибыл переполненный поезд, и люди, держась за чемоданы, побежали к дверям, спеша  получить хорошее место.

Этот тихо подходящий к перрону поезд мне представляется символом современности. Все  бегут к своему счастью, зная, что оно им будет предоставлено. Но в то же время каждый должен сам нести свою ношу и искать свое место в жизни.

Здесь мы, в мирной домашней обстановке, и можем позволить себе думать о простоте предков. Но наши суждения сильно  отличается от их, а впечатления  подрастающего поколения далеки от наших. Хотя у детей всегда есть способность радоваться, когда они идентифицируют себя с этой новой средой.

Сегодня люди летают на самолетах из Парижа в Рим, осознавая удивительные открытия технического прогресса. И если бы люди прошлой эпохи воскресли, они сказали бы: «Мы умерли, потому что не были способны на такое!»

Однако в нашей области люди были в состоянии подготовить новое время. И мы можем спросить совета, как воспитывать наших детей у своих великих предшественников. Их педагогические идеи бессмертны. Они были бы сегодня старейшими людьми планеты. Вот сколько им было бы лет

Локк  родился в 1633 г. Ему было бы 277 лет
Руссо                   1712 г.      –                197 лет
Кант                     1724 г.      –                185 лет
Песталоцци         1746 г.                        163 года
Гербарт                1776 г.                        133 года
Фрёбель               1782 г.                        127 лет

Многие из этих учителей сегодня забыты и не могут дать нам практическое руководство к нашей деятельности, как это делали Песталоцци и Фребель – учителя, отдавшие свое сердце детям. Сегодня в ХХ веке будущие педагоги не изучают их научные тексты и не применяют на практике их идеи. Мы с печалью должны признать, что в такой важной и сложной науке, как педагогика нет хозяина. Ибо что ответят  молодые педагоги, которым доверено наше будущее, на вопрос: «А что вы будете делать не вообще, а в конкретном случае?»

Учитель не может обманывать себя, стоять на месте и должен самостоятельно разбираться в трудах своих предшественников, чтобы черпать у них вдохновение. Мы теряем энергию и время, чтобы на месте прошлых идей вырастить современные, прилагаем беспрецедентные усилия к этому, и беспечно полагаем, что в последствии нам не придется искупать свою вину перед ними.

Но если вы до сих пор не изучили ни строчки из их книг, нам придется, по крайней мере, говорить о гигиене детей, увидеть, что им не хватает воздушного пространства в классах и, что парта уродует их позвоночник. Мы должны подготовить к жизни детей полных стремления к деятельности, увеличив втрое возможности такой осмысленной жизни.

Этому можно найти подтверждение и в статистике. Продолжительность жизни мужчин и женщин в странах, где в расцвете достижения гигиены, например, в Англии,  в последнее десятилетие увеличилась с 47 до 59 лет, а в Италии она останавливается на отметке 33 года.

Гигиенисты констатируют этот простой факт, основываясь на различиях уровня жизни людей в разных странах, на их богатстве. Но как может разбогатеть человек, если период его жизни короток, и наоборот? С  социальной точки зрения встает вопрос важности развития гигиены.  Люди почувствовали необходимость борьбы с такими врагами, как инфекционные болезни: холера, брюшной тиф, туберкулез. Болезни ослабляют жизнь людей,  сокращают производство, они бывают причиной изменения скелета человека, что мы наблюдаем порой в наших школах. Поэтому так важен вопрос нового воспитания молодого поколения. Этот вопрос занимает теперь все цивилизованные народы. Но ответ на него, похоже, пока не найден. Некоторые страны отправили паломников искать ответ в Новый свет – Америку, Германию. Но и там никто не нашел безопасных методов работы с детьми. Если при таком развитии прогресса и научных исследований не произошло никаких изменений, то мы считаем, следует с огромным уважением отнестись к человеческой душе. Поэтому и поклоняемся душам детей, которые несут в себе большой потенциал и ведут нас к созиданию.

В течение двадцати лет мы проповедуем необходимость научного образования, которое будет сформировано на основе экспериментальных наук, весьма плодотворных для развития прогресса. Если физиология, медицина, механика уже сформированы, и в этих областях изобретено много прекрасных вещей, то искусство образования должно еще родиться. Между тем, мы уже сделали первый шаг – начали говорить о научной педагогике, и имеем основания и руководство в антропологии и детской психологии, которые дают нам возможность экспериментировать, наблюдать и изучать детей и, возможно, оправдать наши надежды.

В Италии немало славных имен, например, основатель итальянской школы антропологии Джуземме Серджи, который преподавал в Университете  
Калабрии. Он  дал экспериментально-психологические основы гигиены, и его последователи распространили их по всей Италии, даже в небольших деревнях. Но попытка не увенчалась успехом из-за конфликта между старой и новой школой. Он не знал, как сбалансировать свои практические предложения с философией школы. Подобные противоречия  отличают так же и наше  время – несогласие, разлад, который выглядит как реальная проблема, требующая решения. Но нельзя полагать, что его попытка была бесполезной. Человек не может жить в вакууме. Одно лишь научное изучение капли воды привело к открытию бактериологии и искусству борьбы с болезнями.

Не могу ни сказать здесь о Ломброзо, над которым тоже насмехались его коллеги, когда он начал исследовать сумасшедших и преступников. Но его результаты привели к истинной революции в науке об уголовном праве: он больше не видел уголовное преступление, как нечто абстрактное, как ряд социальных ошибок человека. Преступник становился виновным перед нашей совестью. И это была новая мораль, которая пробуждала нас от покоя совести.  Ломброзо, Сара Бернар и другие наши великие предшественники показывают нам путь искупления прежних ошибок.

Это путь к новой школе, его освещает их горящий  факел. Он требует от нас наблюдения жизни детей и уважения к их личности. Из маленьких бунтарей,  сидящих пока за партой, могут  вырасти такие двигатели прогресса, как Кардучи (поэт) и Маркони (радиотехник, Нобелевский лауреат). Поэтому метод подавления детей, распространенный в наших школах, является иррациональным, несостоятельным. У нас считается, что маленькие бунтари – плохие дети. Их постоянно стыдит учитель, они должны быть наказаны. И они начинают думать только о своих поступках, становятся равнодушными и злыми по отношению к другим детям. А учитель все свое внимание отдает послушным, которые буквально следуют его наставлениям. Он держит их в качестве своих любимых учеников и льстит им, и награждает.

Разрешит ли новая школа это противоречие между наградой и наказанием? Позитивные науки должны помочь педагогике. Детей, которые не в состоянии быть прилежными, в основном представляют ненормальными. Детство человека, который страдает от социального наказания, проходит в тюрьмах или психиатрических больницах. Они являются изгоями общества, особенно в больших городах, где слишком быстро происходит накопление  бедных людей, ищущих счастье, или хлеб. Многие из них со своими семьями живут в ужасных условиях, бывает, дети часами дышат безнравственностью. Они живут в комнатах, где ночуют до двенадцати человек. Мы только сегодня начинаем замечать это. Где же наша порядочность?
 
Если мы станем исследовать детей низшего класса, поймем, что часто они сформированы именно коробками и бутылками среды, в которой живут, и которая  воспроизводит сама себя, как, впрочем, и  палата лордов. Но еще мы увидим, что эти дети имеют слабые легкие. В будущем они никогда  не смогут произносить пышные речи, состоящие из точно выученных цитат. Потому что в их жизни  существует дисбаланс между физической слабостью и интеллектуальным развитием. Такие дети хотят, но не могут учиться и работать. А все похвалы и награды достаются другим, которых называют надеждой Отечества. А ведь слабые были испорчены не по доброй воле. Их учителям пришлось выполнять неблагодарную роль - нести свет на алтарь Отечества, понимая, что алтарь для многих детей останется темным. Хотя, конечно, было немало учеников, которые чувствовали себя хорошо, были сильны и физически и интеллектуально и составляли истинную надежду Отечества. Выведенные учителями цифры остаются только цифрами, поскольку всегда показывают это противоречие.

На педагогическом конгрессе в Турине в 1898 году профессор Бенс произнес речь, в которой уделил большое внимание положениям гражданской морали школьников. Но ровно за день до сессии один молодой итальянец убил императрицу Австрии Елизавету.*

* На суде 25-летний Луиджи Лукени заявил, что "все должны работать", и его миссия состояла в том, чтобы уничтожать тех, кто не работает. Убийца, по его признанию, не знал, кого убивает, но ему якобы хватило одного взгляда на женщину, чтобы сделать вывод: "Она достаточно аристократична, чтобы заслужить смерть..." Его схватили немедля, судили, при большом стечении народа, и приговорили к пожизненному заключению - смертная казнь в Женеве к тому времени была отменена. В тюрьме он успел написать пространные мемуары анархиста, однако они ни сколько не прибавили ясности в запутанном замысле потрясшего всю Европу убийства. Луиджи Лукени был найден повешенным в своей камере, ранним утром, 19 октября 1910 года.

Это был уже третий подобный случай. Профессор обрушился на бедных учителей с бранью, которую невозможно было слушать спокойно. Как врач и педагог я тоже призвана служить делу нравственного воспитания детей. Но понимаю, что в школе надо создать условия для нравственного воспитания, а не изгонять неугодных нам детей. Мы должны сохранять детей, помогать им, а не изолировать их друг от друга и от общества. Я так же понимаю, что  моральные проблемы могут быть решены только ценой общих усилий всего человечества, а не отдельными учителями.

У научной педагогики глубоко нравственное содержание и потому она может внести значительный вклад в уровень образования граждан. Она выросла из нового естествознания, которое несет свет бессмертия человеческого вида и охватывает все законы жизни. Так же и образование в соответствии с научными идеалами обретает новый моральный и духовный смысл. Научная педагогика необходима еще и для поднятия роли педагога. Теперь он сможет говорить не только: «Я новый человек», но и: «Я новый автор».

На этом курсе будет представлена моя образовательная программа, которую мы обсудим. И, наверное, я должна сказать несколько слов о себе.

По счастливой случайности десять или одиннадцать лет назад  я получила медицинское образование и работала ассистентом в психиатрической клинике при Римском университете. Фрагментарно я имела возможность изучать больных с психическими заболеваниями и должна была выбрать дальнейшее направление работы. Мне были интересны госпитализированные в клинику дети с психическими отклонениями в развитии. Но интуиция подсказывала мне, что таким детям нужны не столько медицинские методы лечения, сколько образовательные. После изучения лечебной (терапевтической) педагогики в Лондоне и Париже я поставила задачу лечить больных детей как учитель, а не как медик. Физиология болезни ярче высвечивает маршрут образования. Он проходит от ненормального состояния ребенка к норме и гораздо ярче, чем в обычных условиях, виден методический вклад экспериментальной психологии и гигиены в дело образования, хотя душа человека, душа ребенка так и остается неизведанной, не изученной до конца, и особенный ее строй все еще считается ошибкой природы. 

Два с половиной года назад мне представился счастливый случай. Эдуардо Таламо – руководитель государственного Института улучшенных жилищ, человек высокого интеллекта и мыслящий прогрессивно, – предложил участвовать в его проекте. Мне представилась возможность стать организатором семейной школы, которая объединила бы детей жильцов многоквартирного дома, в котором живет и сама учительница. Эта школа была частью повседневной жизни всего жилого комплекса. В ее работе принимали участие  матери, сестры и братья детей, и сами дети всегда могли вернуться к себе домой. Я получила возможность экспериментировать с методом, мною разработанным. И после некоторого времени занятий с детьми, не веря своим глазам, я поняла, что эти методы в еще большей степени пригодны для занятий с детьми обычными, чем с больными,  потому что все дети пока не обучены, но должны быть подготовлены к жизни в обществе. Оказалось, мой метод может работать в качестве критерия разумного развития человеческой индивидуальности. Веря в здоровье организма, мы должны иметь веру и в здоровье духа. Метод антропологии и экспериментальной психологии может быть применен к педагогике. А учителю предстоит из механика превратиться в  настоящего натуралиста, естествоиспытателя и следовать тому, что предлагает природа.

В старой школе – школе принуждения – мы не могли ни видеть, ни понимать истинную жизнь ребенка. Мы были бабочками, прикрепленными иголкой к стеклу окна. Нам было не до наблюдения естественной жизни детей. Теперь же нам предоставляется возможность построить школу, сформированную детским и собственным опытом. Для такой школы нужен Новый учитель. Те, кто наблюдал наших детей, понимают, что они вряд ли смогли бы проявить такие физические и интеллектуальные способности, если бы к работе с ними не применялись новые, откровенно простые и совершенные методы.

Например, когда мы увидели, что некоторые дети не проявляют интереса к игрушкам, у нас словно пелена упала с глаз. Мы стали замечать природные проявления детской любви и творческого таланта и поняли цену уважения к естественной свободе детей. Не той свободе, которая граничит с анархией, но той, которая помогает проявить лучшее в детской душе. Мы нашли новую  тропу, ведущую к самодисциплине человека, который сам хочет решать проблемы несоразмерно большего масштаба, чем просто вопросы собственного  образования. 

Революционеры часто оставались голодными, воплощая в жизнь идеи освобождения человечества, и стремясь не растерять при этом свое достоинство и дисциплину. Но позвольте мне вернуться к образу поезда, о котором я уже говорила. Ученики нашей школы будут теми путешественниками, которые несут бремя. Но они обязательно смогут найти свое место в поезде жизни. Вот почему, вам будет полезно и интересно изучение нашего метода воспитания детей. 

Не многим людям высокого социального положения дано не просто увидеть зрелище грязных улиц квартала Сан Лоренцо с  его маленькими обитателями, но осознать значение нашего метода для детей, которые здесь живут и находятся на пути к взрослой жизни. Эта жизнь обязательно будет лучше, чем наша, и к ней они должны хорошо адаптироваться. Об этом я говорила на открытии детского сада в Сан Лоренцо.

В число  первых энтузиастов нового метода мне хотелось бы включить баронов Франкетти, которые поддержали наши эксперименты, так как понимают, что они делают нашу страну равной среди равных в мире.   Их работа  согласуется с пылом и верой нашей души и энтузиазмом апостолов! 


 



Список материалов:

  • Речь, произнесенная на открытии "Дома ребенка"

  • Воспитание чувств. Цель воспитания - развивать силы

  • Как давать урок

  • Отрывки из работы "Мой метод"

  • Как стать педагогом-исследователем

  • Логика пользования материалом и порядок упражнений

  • Mneme - особый вид жизненной памяти. О любви к Родине

  • О природе в воспитании

  • Рождение порядка

  • Естественно, когда дети разного возраста живут вместе

  • Стать переводчиком с детского

  • Дисциплина и учитель

  • Три уровня послушания

  • Уникальный текст выступления Марии Монтессори при открытии первого учебного курса на вилле Монтеска (Италия)

  • О научной педагогике, как главном источнике понимания детства



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru