Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Мария Монтессори  
Стать переводчиком с детского

 

 

 

Мария Монтессори
Перевод К.В. Алексеева
Впитывающий разум ребенка
Санкт-Петербург 2009

  

Дети обладают самыми разными формами восприимчивости, но все они схожи в своей чувствительности к травмам. Их так легко ранить! Но они также остро чувствуют холодность и безжалостную невозмутимость взрослых: «Помни, дорогой, что тебе говорила мама». Родители, которые до сих пор следуют обычаю оставлять ребенка с няней, должны быть особенно обеспокоены той холодной авторитарной манерой, в которой няни обычно разговаривают с детьми. Именно из-за этого у аристократов возникают проблемы — они говорят робко, запинаются или заикаются, при том, что на физическом уровне уверенности в себе этим людям не занимать.

Иногда я и сама была слишком сурова с ребенком, и в одной из своих книг я привожу следующий пример. Ребенок поставил уличную обувь на красивое шелковое покрывало своей кровати. Я решительно убрала эту обувь и энергично рукой почистила покрывало, чтобы показать ему, что это совсем не место для обуви. Потом в течение двух или трех месяцев, увидев где-то пару обуви, ребенок сначала куда-нибудь ее переставлял, а затем искал покрывало или подушку, чтобы их отряхнуть. Другими словами, ответом на мой утрированный урок были не обида или бунт. Ребенок не сказал: «Не надо так со мной обращаться, я буду ставить обувь туда, куда захочу!» Его ответом на мой ошибочный урок стало аномальное поведение. Часто бывает так, что дети не выказывают яростной реакции. Возможно, лучше бы они делали это, поскольку ребенок, который сердится, открывает для себя способ самозащиты и затем может развиваться нормально. Но когда он отвечает изменением своего характера или находит убежище в аномальном поведении, это наносит вред всей его жизни. Взрослые не осознают этого и думают, что если ребенок не сердится, то беспокоиться не о чем.

Еще одна группа встречающихся у взрослых аномалий принимает форму беспричинных страхов и нервных «тиков». Большая их часть восходит к насилию над повышенной чувствительностью ребенка. Некоторые являются отражением неудачного опыта общения с животными, такими как кошки и цыплята, другие — результат детской боязни быть запертым в комнате. Ни рассуждения, ни убеждения не могут помочь жертвам этих страхов, известным в медицине как фобии. Некоторые из них так распространены, что получили специальные названия, например «клаустрофобия» — боязнь закрытых дверей или замкнутого пространства.

Можно привести гораздо большее число примеров из медицинской практики, но я упоминаю эти просто для того, чтобы показать тип детского мышления в этом возрасте и настоять на том, что любое наше обращение с ним принесет свои плоды не только в настоящий момент, но и в жизни человека, которым ему суждено стать.

Чтобы понять разум малыша, очень важно идти по пути наблюдений и поиска. Мы должны делать нечто сходное с работой психоаналитика, когда тот проникает в разум взрослого до уровня подсознательного. Это никоим образом не простая задача, поскольку наше знание «детского языка» редко оказывается на высоте, или же мы можем не уловить тот особый смысл, который пытается донести до нас ребенок в своих словах. Иногда нужно знать всю жизнь ребенка или, по крайней мере, изучить его ближайшее прошлое, прежде чем мы сможем успокоить это маленькое существо перед лицом тех трудностей, с которыми оно сталкивается. Как часто мы мечтаем о переводчике, способном передать нам, что ребенок имеет в виду!

Я сама долгое время работала над этим, стараясь стать детским переводчиком, и я с удивлением заметила, что, если вы стараетесь делать это для детей, они начинают бегать и искать вас, словно понимая, что есть кто-то, кто может им помочь.

Привязанность детей к тем, кто их просто ласкает и балует, находится на совершенно ином уровне, чем этот высокий энтузиазм. Единственная надежда ребенка — это его переводчик. Вот тот, кто отопрет дверь в сад открытий, которую захлопнул мир. Помощнику ребенка позволена близость, превосходящая простую привязанность, ибо помощь — более ценный подарок, чем утешение.

В доме, где я жила, у меня была привычка вставать и начинать работать очень рано утром. Однажды маленький мальчик, не старше полутора лет, пришел ко мне в комнату в этот неурочный час. Я участливо спросила его, не голоден ли он. Он ответил: «Червяки». Выказывая свое удивление, я переспросила «Червяки, червяки?» Увидев, что я не понимаю, он попытался мне помочь, добавив еще одно слово: «Яйцо». Я сказала себе: «Наверное, речь идет не об утреннем напитке. Что же он имеет в виду?» Тогда он сказал: «Нина, яйцо, червяки», — и я поняла, поскольку вспомнила (и здесь я повторяю, насколько важно знать всю подноготную жизни ребенка), что за день до этого его сестра Нина раскрашивала цветным мелком яйцеобразный контур. Он тоже захотел мелок, но она рассердилась и прогнала его. А теперь смотрите, как работает разум ребенка. Вместо того что бы противопоставить себя ее воле, он дождался этой возможности (и ведь с какой настойчивостью и терпением) сделать еще одну попытку. Я дала ему мелок и овальный металлический вкладыш, и его лицо засияло, однако он не смог нарисовать контур яйца, и мне пришлось сделать это за него. Тогда он принялся заштриховывать его волнистыми линиями. Его сестра делала это обычными прямыми штрихами, но он придумал кое-что получше и использовал волнистые линии, похожие на червяков. То есть этот ребенок дождался, пока заснут все, кроме его переводчицы, и пришел к ней, уверенный в том, что она поможет.

Не гнев и насилие, а терпение отмечает этот период в жизни детей, терпение дождаться подходящего момента. Только когда ребенок не может себя выразить или находит внутренние препятствия к осуществлению своего желания, он демонстрирует ожесточенность и раздражение (вспышки гнева). Описанный пример также показывает, как эти крохи стараются подражать в своем поведении детям постарше. Если трехлетний ребенок начнет выполнять какую-нибудь работу, полуторагодовалый малыш тоже захочет это сделать. Возможно, для него это окажется трудным, но он будет пытаться это делать.

В нашем доме малыш старался подражать своей трехлетней сестре, разучивавшей шаги нового танца. Учительница уже задала нам вопрос, как можно научить балетным па такую маленькую девочку. Мы умоляли ее не волноваться о том, сколько выучит ребенок, а просто попробовать. Понимая, что мы хотим помочь ребенку в развитии, учительница снизошла до урока. Сразу же с криком «Я тоже!» прибежал маленький полуторагодовалый мальчик.

На это учительница никак не хотела соглашаться, возражая, что это совершенно невозможно,  и что ее достоинство балетного педагога не позволяет ей взять ученика такого маленького возраста. Тем не менее мы уговорили ее забыть о гордости и отнестись с юмором к нашему капризу. Она села играть марш, и малыш немедленно пришел в ярость и отказался двигаться. Она увидела в этом подтверждение своих опасений. Но он беспокоился вовсе не о танце. Его гнев вызвала шляпа учительницы, лежавшая на диване. Не говоря ни «шляпа», ни «учительница», он продолжал яростно повторять два слова: «прихожая» и «крючок». На самом деле он хотел сказать: «Этой шляпе здесь не место. Она должна быть на крючке в прихожей». Он позабыл об удовольствии от танца, словно услышал высший призыв создать порядок из хаоса. Как только шляпу повесили на крючок, он успокоился и приготовился танцевать. Очевидно, что основная потребность в порядке превосходит в маленьком ребенке над всеми прочими социальными призывами, которые посылает ему мир.

Изучение речи и детской восприимчивости позволяет нам проникнуть в такие глубины в душе ребенка, куда редко удается заглянуть психологам.
Примеры детского терпения в первом случае и стремления к порядку во втором дают нам много интересного материала для размышления. Если добавить к этому рассказ о ребенке, который понял весь разговор, но не согласился с выводом последнего из говорящих о счастливом конце обсуждавшейся истории, то мы увидим, что, в сознании ребенка разворачивается целая жизнь, целая психологическая драма, из которой мы исключены.

Всякое открытие в области разума ребенка этого возраста должно быть опубликовано, поскольку оно может пролить свет на то, как помочь малышам лучше адаптироваться к условиям, в которых они находятся. Каким бы скучным нам это ни казалось, все, что помогает человеческой жизни, имеет первостепенное значение. Перед помощником младенца стоит благородная задача. Она заключается в том, чтобы положить начало и помочь развиваться будущей науке, которая впоследствии станет основой для ментального развития и формирования характера. Пока же мы вынуждены взвалить на себя эту ношу, дабы не позволить отклонениям и изъянам изувечить личность ребенка и привести к появлению неполноценных взрослых.



Список материалов:

  • Речь, произнесенная на открытии "Дома ребенка"

  • Воспитание чувств. Цель воспитания - развивать силы

  • Как давать урок

  • Отрывки из работы "Мой метод"

  • Как стать педагогом-исследователем

  • Логика пользования материалом и порядок упражнений

  • Mneme - особый вид жизненной памяти. О любви к Родине

  • О природе в воспитании

  • Рождение порядка

  • Естественно, когда дети разного возраста живут вместе

  • Стать переводчиком с детского

  • Дисциплина и учитель

  • Три уровня послушания

  • Уникальный текст выступления Марии Монтессори при открытии первого учебного курса на вилле Монтеска (Италия)

  • О научной педагогике, как главном источнике понимания детства



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru