Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Мария Монтессори  
О природе в воспитании

Отрывок из книги М. Монтессори
«Дом ребенка. Метод научной педагогики»,
АСТ Астрель, 2006


Итар в замечательном педагогическом трактате «Des premiers dedeveloppements du jeune sauvage de L'Aveyron», детально изображает драму  титанических воспитательных попыток победить психическую темноту идиота и вырвать человека из-под власти первобытной природы.

В рассказе Итара проскальзывает убеждение в конечном торжестве любви к человеку над любовью к природе: дикарь из Авейрона в конце концов начинает чувствовать, ценить и предпочитать привязанность Итара, его ласки, его слезы, пролитые над ним, — предпочитать восторгам сладострастного погружения в снег и созерцания бесконечного пространства небес в звездную ночь. Однажды, после попытки бежать на волю, он возвращается по собственному желанию, смиренный и кающийся, к вкусной еде и теплой постели.

Без сомнения, человек создал себе много радостного в общественной жизни и внес в нее великий  гуманизм  и любовь. Тем не менее, он все еще принадлежит природе. Ребенок в особенности  обязательно должен черпать из нее силы, необходимые для развития его тела и духа. Мы находимся в теснейшем общении с природой, оказывающей влияние — даже материальное — на рост нашего тела.

В воспитании маленьких детей повторяется воспитательная драма Итара. Человека, принадлежащего к живым существам, а, следовательно, к природе, мы должны подготовить к общественной жизни, ибо жизнь,  также должна соответствовать проявлениям его естественной жизнедеятельности.

Смягчить этот переход с помощью воспитания, предоставив значительную часть работы самой природе, столь же необходимо, сколь непозволительно внезапно и насильственно отрывать маленького ребенка от его матери и отправлять в детский сад или школу. Это именно и делается в «Домах ребенка», которые помещаются рядом с квартирами родителей, так что голос ребенка доносится до матери, и материнский голос отвечает ему.

В настоящее время эта часть воспитания активно практикуется и считается  гигиеной ребенка. Детям дают расти на открытом воздухе, в зеленых садах или же на долгое время оставляют их раздетыми на берегу моря, под прямым воздействием солнечных лучей. Все больше и больше распространяются морские и горные лагеря родителей с детьми. И все это укрепляет людей в сознании, что наилучший способ оздоровить ребенка, это окунуть его в природу.

Короткие и удобные детские платья, сандалии, голые ноги, все это  шаги к освобождению от гнетущих оков цивилизации.

Но при всех успехах современного воспитания, мы еще не освободились от предрассудка, отказывающего детям в духовных проявлениях и потребностях и заставляющего нас видеть в них лишь милые растительные организмы, которые мы окружаем заботами, целуем и нежим. Воспитание, которое дает современная мать или наставница, заключается, например, в требовании к ребенку, бегающему по цветнику, не трогать цветов и не топтать травы, — словно малышу достаточно удовлетворять физиологические потребности тела просто движением ног и вдыханием свежего воздуха!

Но если в интересах физической жизни необходимо подвергать ребенка животворному влиянию сил природы, то в такой же мере интересы его психической жизни требуют, чтобы мы приводили душу ребенка в соприкосновение с мирозданием, и чтобы он мог открывать ее прямому воздействию воспитательных сил самой природы.

В этой связи, лучше всего приучать ребенка к сельскохозяйственному труду, к разведению животных и растений и к разумному наблюдению природы.

В Англии госпожа Лэттер уже применяет новый метод воспитания, положив в его основу садоводство и огородничество. В наблюдении развивающейся жизни она видит основу веры, так как душа ребенка восходит от создания к Создателю. Госпожа Лэттер  видит в своем методе отправную точку так же и умственного воспитания. Но она ограничивает детей рисованием с натуры, как первым шагом к искусству, сообщением им первых сведений о растениях, насекомых и временах года, играющих роль в сельском хозяйстве, и дает им представление о хозяйственной жизни, через кулинарию. Приготовленная еда, которую дети сами затем подают на стол, заодно приучаясь и мыть кухонную утварь.

Идея г-жи Лэттер — слишком одностороння, но ее приюты, получающие все больше и больше распространения в Англии, без сомнения дополняют собою естественное воспитание, которое оказалось столь действительным и целебным для физического здоровья английских детей, хотя до последнего времени оно и ограничивалось этой одной стороной.


Целью воспитания детей этого возраста должно быть исключительно — содействие психофизическому развитию личности. Сельскохозяйственные работы и разведение животных уже сами по себе являются драгоценными средствами нравственного воспитания, внутреннее содержание которого гораздо глубже, чем это кажется г-же Лэттер, усматривающей в нем, главным образом, развитие в душе ребенка религиозного чувства. На этом пути, представляющем собой лестницу, не трудно различить много переходных ступеней. Укажу здесь только самые существенные.

Ребенок приступает
к наблюдению жизненных явлений

 С растениями и животными он состоит в отношениях, аналогичных тем, в которых находится по отношению к нему наблюдающий наставник. С возрастанием интереса и наблюдательности, растет и  усердие ребенка в уходе за живыми существами, а благодаря этому он учится ценить заботы своей наставницы и матери.

Ребенок спонтанно знакомится
с понятием предусмотрительности

Убедившись, что жизнь растения, посаженного им, зависит от правильной поливки, а жизнь животного от заботливого кормления, без чего растения засыхают, а животные страдают от голода, ребенок становится иным. Подобно человеку, почувствовавшему свое призвание в жизни, в нем говорит голос, отличный от голоса  матери или наставницы, призывающий к его обязанностям, и убеждающий  не забывать о принятой ответственности. Это — жалобный голос беспомощного организма, живущего лишь при его попечении. Между ребенком и выращиваемым им живым созданием зарождается таинственная связь, побуждающая ребенка выполнять многое  без вмешательства наставницы, т.е. ведущая его к самовоспитанию.

Награда, которую, в данном случае, получает ребенок, естественно вытекает из проявления его  заботы. В один прекрасный день, после долгих забот о доставлении корма и соломы голубям, сидящим на яйцах, ребенок вдруг обнаруживает голубят! Видит множество цыплят вокруг курицы, которая еще вчера неподвижно сидела на гнезде! Находит крохотных нежных кроликов в садке, где прежде одиноко проживала пара больших кролей, которым он столько раз носил зелень, подобранную в кухне матери.

До сих пор мне не удавалось завести в Риме садков для разведения животных, но в «Домах ребенка» в Милане имеются животные, между прочим, пара грациозных белых американских курочек, живущих в крохотном изящном домике, похожем на китайскую пагоду. Спереди для курочек отведен небольшой огражденный участок земли. Дверца запирается на ночь, и дети поочередно заботятся об этом. С каким восторгом ходят они по утрам отпирать эти дверцы, носят воду и солому, с каким вниманием  сторожат курочек днем, а по вечерам запирают дверцы, убедившись, что птицы ни в чем не нуждаются! Наставница уверяла меня, что из всех воспитательных упражнений это — самое приятное, а, может быть, и самое важное. Не раз во время усердной работы детей над какой-нибудь увлекательной задачей один, два или три ребенка молча встают с места и уходят взглянуть на животных, — не нуждаются ли они в чем. Нередко случается, что ребенок не возвращается долгое время, и наставница застает его  целиком поглощенного наблюдением золотых рыбок в аквариуме в соседней комнате.

Однажды я получила от наставницы из Милана письмо, в котором она с большой радостью сообщила поистине сенсационную новость: вылупились голубята! Для детей это был великий праздник. Они до некоторой степени чувствовали себя родителями этих птичек, и, конечно, никакая искусственная награда, которая польстила бы их тщеславию, не родила бы в них столь прекрасных чувств.

Не менее велик и восторг, вызываемый растениями. В одном из «Домов ребенка», где не нашлось пригодной для возделывания земли, усердием г-жи Таламо были расставлены по всей огромной террасе цветочные горшки, а по стенам пущены вьющиеся растения.  Дети никогда не забывали о них позаботиться.

Однажды, я застала их сидящими на земле  вокруг пышной красной розы, распустившейся ночью. Молча, без движения, они буквально были погружены в немое созерцание.

Дети приучаются к терпению и доверчивому ожиданию,
а ведь это — особый род веры и философии жизни

Когда дети, посадив зерно в землю, ждут, пока оно прорастет, и видят первое появление бесформенного растения; дожидаются цветения и превращения цветка в плод; наблюдают, как одни растения прорастают раньше, а другие  позднее; как быстро протекает жизнь однолетних растений, и как медленно растут плодовые деревья, — они в конце концов приобретают душевное равновесие и усваивают первые зародыши мудрости, которая характеризовала земледельцев  в эпоху их первобытной простоты.

Дети вдохновляются чувством природы,
питаемым чудесами мироздания

В процессе работы между душой ребенка и живыми существами, развивающимися с помощью его ухода, возникает род взаимодействия. Ребенок горячо любит любые проявления жизни: г-жа Лэттер сообщает, что малыши  способны заинтересоваться даже земляными червями и движениями личинок в навозе, не испытывая при этом отвращения, которое мы, выросшие вдали от природы, питаем к некоторым животным. Желательно развивать это чувство доверия к живым существам. Ведь это особая форма любви и единения с природой.

Но больше всего чувство природы развивается при разведении живых организмов. Они своим естественным развитием дают гораздо больше, чем получают, а их красота и разнообразие почти беспредельны.

Вот ребенок вырастил маргаритку или анютину глазку, розу или гортензию, посадил в землю зерно или луковицу и регулярно поливал их, или же посадил плодовое деревце. Распустившийся цветок, созревший плод явились щедрым даром природы, богатой наградой за малое усилие. Природа своими дарами отвечает на чувство доброжелательности, на зоркую любовь садовода, а значит, подводит итоги его усилиям.

Различие между продуктами природы и продуктами промышленности, между Божественными созданиями и созданиями рук человека, — вот что само собою должно утвердиться в сознании ребенка, как точно установленный факт.

Но как растение должно давать свой плод, так и человек должен отдавать ему свой труд.

Ребенок следует естественному пути
развития рода человеческого

Подобное воспитание приводит в гармонию эволюцию человека с эволюцией человечества. Человек перешел от стадии естественной к искусственной через земледелие. Когда он открыл секрет усиления производительности почвы, он обрел награду в виде цивилизации.

Тот же путь проходит и ребенок, которому предстоит стать цивилизованным человеком.

Такое понимание воспитательного влияния природы практически вполне достижимо. Ведь даже когда нет большого участка земли и большого двора, необходимого для физического воспитания, всегда найдется несколько квадратных метров почвы, которую можно возделывать, или местечко для голубятни. И уже этого достаточно для духовного воспитания. В крайнем случае, для этой цели годится даже горшок с цветами на окне.

Около первого «Дома ребенка» в Риме есть обширный двор, превращенный в садик, где дети свободно бегают на открытом воздухе, а кроме того, длинный участок земли, с одной стороны обсаженный деревьями, по середине имеющий разветвляющуюся дорожку, а на противоположной стороне — вскопанную землю для разведения растений. Ее мы разбили на грядки, по одной на каждого ребенка.

В то время как маленькие дети  бегают по дорожкам или отдыхают в тени деревьев, владельцы земли (дети старше четырех лет) занимаются посевом, рыхлением земли, поливкой или осмотром ростков. Любопытно отметить, что участки, отданные детям, тянутся вдоль стен дома. Прежде жильцы имели обыкновение бросать сюда из окон всякие отбросы, и наш сад был  загрязнен. Но мало-помалу, без всяких увещаний с нашей стороны, а в силу уважения, появившегося у жильцов по отношению к труду детей, на почву, столь ревностно оберегаемую малютками, из окон стали падать лишь взоры любящих взрослых и улыбки матерей.

 



Список материалов:

  • Речь, произнесенная на открытии "Дома ребенка"

  • Воспитание чувств. Цель воспитания - развивать силы

  • Как давать урок

  • Отрывки из работы "Мой метод"

  • Как стать педагогом-исследователем

  • Логика пользования материалом и порядок упражнений

  • Mneme - особый вид жизненной памяти. О любви к Родине

  • О природе в воспитании

  • Рождение порядка

  • Естественно, когда дети разного возраста живут вместе

  • Стать переводчиком с детского

  • Дисциплина и учитель

  • Три уровня послушания

  • Уникальный текст выступления Марии Монтессори при открытии первого учебного курса на вилле Монтеска (Италия)

  • О научной педагогике, как главном источнике понимания детства



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru