Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Дневники > Дневник Елены Тимошенко  
Занятие пятое

Сначала  раздельно, потом слитно

Из дневника мамы
 
5.01.08

Потом она  взяла  лист  бумаги и нарисовала ручкой  чудного снеговика,  наряженную елку, мешок с подарками под ней,  и ребят в кругу.


– Давай подпишем! - оживилась я. – Только выложи сначала слова из подвижного алфавита!
Выкладывать слово Лина наотрез отказалась, а  под рисунком  появилась лаконичная подпись/ Заминка вышла с «в».
– Покажи, как писать В…
– Давай возьмем шершавую, и ты попробуешь сама, - предложила я
– Не –а-а-а, покажи.
Пришлось написать самой, Лиина попробовала повторить, но буква скорее напоминала кривоватую восьмерку.

(Любопытно:  новые слова пишутся  ею не слитно, а лина – слитно. )
Проблема с «В» возникла опять, когда  она подписывала свою работу и пачки рассыпных листов. Зато пятёрку написала замечательно!
О, кстати! Я заметила,  что сегодня слово «января» написано почти слитно. Вот это да!

Комментарий Монтессори-педагога

Итак, мама наблюдает, что постепенно Лина начинает знакомые слова писать слитно. Самое время приступить к переписыванию карточек, написанных письменным шрифтом. Но сначала мама эти карточки должна приготовить. В логике развивающихся событий это должны быть красиво написанные рецепты доктора Лины, которые она выбирает в зависимости от «заболевания» пациента (для этого заготовленный рецепт надо прочесть), а затем – переписывает на отдельный листок специально для «больного».

Переписывание и чтение письменного шрифта – важнейшая работа для ребенка, начинающего писать и читать. В процессе переписывания он  наилучшим образом осваивает МЕТОД слитного написания слов и чтения целыми словами и предложениями. Перед глазами ребенка теперь лежат не отдельные буквы подвижного алфавита, которые надо пытаться изобразить на бумаге, а уже готовое, написанное письменными буквами слово. Зрительно ребенок воспринимает это слово ЦЕЛИКОМ и невольно переписывает его тоже целиком, и читает слово так же. Кроме того, при отсутствии подвижного алфавита с соединениями ему больше негде заметить, каким образом письменные буквы соединяются при письме в единое слово.  Теперь Лине надо начинать меньше перерисовывать буквы с подвижных алфавитов, но больше переписывать с карточек. Разумеется, это могут быть не только «рецепты врача». Можно переписывать варианты любимых блюд Ангелининого меню или списки имен родственников и друзей, можно еще что-то придумать. Юлия Ивановна Фаусек предлагала детям переписывать с карточек и читать названия цветов радуги, Монтессори-материалов, одежды и пр. Моя старшая дочь, когда была маленькая, переписала в тетрадь под номерами 28 пород собак, которых она просила меня подарить ей в день рождения…

Разглядывая фотографии, я отметила и еще один любопытный момент. Как Лина держит карандаш при письме? А вот как: она кладет его не на третий, а на четвертый палец, «пряча» третий, и придерживая карандаш первым – большим пальцем.  Такое положение  руки при письме может помешать девочке сформировать свой  почерк, хотя, казалось бы, по М. Монтессори мы должны следовать за ребенком и не исправлять его.  К сожалению, я почти уверена: то, что Лина неточно держит карандаш при письме, это издержки намеренного  стремления ее мамы к раннему развитию Ангелины – повсеместное явление в современном мире. Слишком рано в руках у девочки появился карандаш (и не только карандаш, а, например, цилиндры с кнопочками из деревянных блоков Монтессори, различные деревянные пазлы, которые надо было вынимать из рамок и вставлять на место). Рано – значит, в период, когда у Лины еще не было сформировано так называемое ПИНЦЕТНОЕ движение пальцев для захвата того или иного предмета (ни у какого другого животного такое движение не может быть сформировано, оно характерно только для человека). А формируется пинцетное движение в процессе миелинизации нейронов, о котором мы говорили выше. Естественным образом ребенок полностью овладевает этим движением примерно к полутора-двум годам, не раньше. А поскольку оптимальной ситуацией для нормализации ребенка является согласованное движение его  руки и ума, то любое слишком раннее развитие того или другого, мало  способствует этой самой нормализации.  Вот почему Монтессори-педагоги скептически относятся к так называемому раннему развитию детей, стремятся не ставить, например, в группы для самых маленьких развивающих материалов, не соответствующих особенностям возраста детей.

Но что же теперь делать? И надо ли что-то делать, если Лина держит карандаш неправильно? Если девочка будет активно сопротивляться переучиванию, то делать, конечно, ничего не надо. Пусть пишет, как может. Лишь бы процесс письма ей нравился и сохранял  хорошее настроение. Гораздо важнее пронаблюдать и отметить  время ее концентрированной работы с карандашом и бумагой.



Страницы дневника:

  • Занятие первое

  • Занятие второе

  • Занятие третье

  • Занятие четвертое

  • Занятие пятое

  • Занятие шестое

  • Занятие седьмое

  • Занятие восьмое



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru