Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Дневники > Дневник Елены Тимошенко  
Занятие первое

Хочешь, не хочешь, а начинает она писать именно прямыми буквами

Из дневника мамы

Для начала показала Лине шероховатые буквы . Оказалось, что практически все буквы она знает. Я выложила  на столе в произвольном порядке  буквы ее полного имени - АНГЕЛИНА. Прошу: составь слово. Она мгновенно сложила  "лина". Затем я попросила выложить её имя полностью - она легко это сделала. Тогда я дала Лине лист бумаги и попросила написать то, что она только что выложила из шероховатых букв. Дочка быстро написала: ЛNНА  печатными буквами, игнорируя письменные. Букву И она изобразила не очень точно. Я заметила, что она часто делает в ней  ошибку.
Тогда  мы вернулись к шероховатым буквам и стали  их обводить.
Обвели имя несколько раз. Потом я попросила Лину написать его на бумаге.
Не смотря на то, что шероховатые буквы у нас были наклонные, Лина принялась писать буквы ПРЯМЫМИ! Причем, я заметила: чем большее затруднение вызывало у нее написание буквы (А - пришлось еще раз  обводить пальчиком), тем прямее она их выводила, а А даже слегка завалилось влево. Как интересно! Но ведь подвижный алфавит - это точно -  повсеместно стоит  в группах наклонный! Может, поэтому многие дети  начинают писать именно ПЕЧАТНЫМ шрифтом, а не письменным, ведь он прямой? Так надо  производителям материалов об этом сообщить! И годятся ли наклонные шероховатые буквы? Видимо, мне придется заказать на фабрике Монтессори-материалов для нас с Линой именно прямой подвижный алфавит.

Комментарий Монтессори-педагога

Итак, Ангелине пять с половиной лет, то есть, она находится по утверждению М. Монтессори в разгаре сенситивного периода развития письма и чтения. Конечно, можно усомниться маминому утверждению, что девочка научилась читать в 3 года и 2 месяца, так как в этом возрасте аналитическое мышление нормально развивающегося ребенка еще не достаточно сформировано, чтобы осознанно читать. Возможно, мама приняла за чтение нечто другое, например, воспроизведение названий  под картинками или выученных зрительных образов печатных знаков (складов или коротких слов). Но это еще не настоящее чтение. Мы называем его интуитивным.  Настоящее чтение возникает в результате освоения МЕТОДА  мысленного «схватывания» слитного изображения письменных знаков и наделения их тем или иным значением. Для трехлетнего ребенка это слишком сложная процедура.  Но если этот процесс происходит на фоне попыток ребенка складывать из подвижного алфавита отдельные слова, освоение метода их прочтения обычно происходит само собой. А для осуществления процесса письма необходима высокая степень развития руки ребенка и совершенство его психической организации. Высокого уровня должен достичь и процесс так называемой миелинизации нейронов, в результате которого  нервные импульсы быстро и четко передаются от одной структуры нервной системы к другой от органов к мозгу. Впрочем, для настоящего чтения миелинизация нейронов важна ничуть не меньше.

Теперь подумаем, почему первыми изображениями письменных знаков у Ангелины стали именно печатные буквы.  Интересно, что буквы первобытных людей тоже были больше похожи на печатные.

Если специально не обучать детей ни письменным, ни печатным знакам, они всегда начинают писать ПЕЧАТНЫМИ.  Этот факт убеждает в том, что срабатывает  генная память руки ребенка.  . Известно, что европейские дети спонтанно  воспроизводят буквы латиницы или кириллицы. Именно печатные буквы сохраняет наша   генная память.  Но в том-то и состоит смысл развития, чтобы не останавливаться на достигнутом, осваивать изобретения культуры, современной цивилизации, а значит,  например, приобретать навык использования письменных шрифтов, которые люди специально придумали для более удобного и быстрого письма.  Значит,  обучать ребенка писать печатными буквами, как это делается у нас в подготовительном или первом классе начальной школы, не имеет смысла. Решающим будет год от 5 до 6 лет. Именно в это время по М. Монтессори подходит к концу сенситивный период развития языка, и ребенок с необыкновенной легкостью сам себя обучает писать и читать. В это время малыш может освоить  письменный шрифт без изнурительного изображения в тетради крючков и палочек – так называемых «элементов письма». Без тренировки, разумеется, не обойтись, но чаще всего навык приходит столь не заметно, что ребенок удивляется сам себе. А мы-то, взрослые, как удивляемся!

Ангелинина мама пишет, что букву  И (а, может быть, и другие буквы и цифры?)  девочка изображает зеркально Что это может означать? Психологи говорят, что зеркальное написание знака означает недостаточное пространственное согласование «левого и правого» в коре головного мозга. Поэтому среди детей с зеркальным письмом большая часть  левши, истинные и скрытые. У 4-х – 6-летних детей нижне-теменные зоны коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ, еще не достаточно созрели. Но тревогу можно бить только к 8 годам, когда пространственный анализ у большинства детей уже должен быть сформирован. 

Если рука ребенка достаточно развита, чтобы держать карандаш, а зрение готово к восприятию письменных знаков, можно предоставить ему возможность зрительно и тактильно воспринять букву, и повторить воспринятое на бумаге с помощью карандаша. Важно знать лишь направление, в котором надо вести карандаш, изображая графический знак. Для этого Мария Монтессори и придумала упражнения  с дощечками, на которые нанесены шероховатые буквы.

Теперь поговорим о первоначальном письме малышей письменными буквами.  Елена с удивлением отмечает, что письменные буквы Ангелина начала писать именно прямыми, а не наклонными, как они изображены на дощечках, которые она обводила пальчиками.  А ведь ничего удивительного тут нет.  Во-первых, естественное зрительное восприятие ребенком письменной буквы как бы выпрямляет ее в детском сознании. Выпрямляет, как и любой другой образ предмета (дерева, цветка – что еще можно представить себе наклоненным?)  Во-вторых, как правильно заметила в своем дневнике Елена,  прежнее, привычное изображение букв у Лины  было именно прямым, так как она начинала писать печатными буквами. В-третьих, наклонное изображение букв в культуре каллиграфии вторично. Оно служило быстрому и слитному написанию их переписчиками. В последнее время, в связи со все большим распространением написания текстов с помощью печатных машинок или компьютеров, рукописная каллиграфия тяготеет к прямому и отрывному письму.   

Совсем нетрудно заметить, что прямые буквы являются  первым спонтанным написанием  их  любым дошкольником. Вот почему еще несколько лет назад пришлось разработать  специальные ПРЯМЫЕ лекала для изготовления классического подвижного алфавита и шероховатых букв Монтессори на русском языке.  Обе российские фабрики Монтессори-материалов выпускают такие алфавиты, но большинство Монтессори-групп, к сожалению, приобретают у них  алфавиты с наклонными буквами, полагая, что готовят, таким образом, детей к школе, где уже в первом классе они будут учиться  писать с наклоном. Но ведь любой грамотный педагог понимает, что детский сад Монтессори не готовит детей к школе, а лишь помогает им полноценно прожить период своего дошкольного детства, и работа с подвижным алфавитом в 4 – 6 лет ничего общего со стандартной школьной программой обучения письму не имеет. 



Страницы дневника:

  • Занятие первое

  • Занятие второе

  • Занятие третье

  • Занятие четвертое

  • Занятие пятое

  • Занятие шестое

  • Занятие седьмое

  • Занятие восьмое



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru