Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Дневники > Дневник Елены Тимошенко  
Занятие шестое

«Освежитель от моли»

Из дневника мамы

7.01.08
После обеда Лина попросила  меня вырвать двойной листочек из клетчатой тетради. Села, и самостоятельно написала:
т е т р а д ь
линина

Одного крючка в имени явно не хватало. Затруднение вызвала лишь буква Д.
– Давай возьмем шершавую букву?
– Не хочу. Покажи, как писать!
– «д»  просто пишется.  Смотри, как у  «а» - сначала брюшко, затем спинка, только она длиннее – а потом  – петелька.
– Брюшко-спинка-петелька!- обрадовалась Лина.  И д появилось на своем законном месте.
Затем  Лина «тетрадь»  развернула и  написала сверху   Г января.
Сначала я даже не сообразила, что Г – это 7 января. Заминка вышла на В.
Шершавую букву она брать отказалась.
– Смотри, а тут петелька -  спинка-брюшко. Получается  - в.
Лина все буквы пишет вплотную друг к другу.  Старается.
Они пляшут, расползаются, но все равно соединены друг с другом.
– А почему хочешь писать слитно?
– Так мальчик писал, большой.  Я видела. Ему уже семь лет.
– Что будем писать в тетради?
Лина задумалась. Через несколько минут на листе появились крошечные улыбающиеся рожицы и надпись: "С   рождеством"
Потом она встала,  увидела дольку помидора  на блюдце, взяла зубочистку, салфетку и  мигом сделала дивный кораблик. Не успела я похвалить ее, как она,  о, ужас!!!, взяла флакончик детской туалетной воды и обильно опрыскала «парус».
– Лина, что это???
– Это освежитель воздуха. От моли !– победоносно сообщила она.
– Но тогда давай подпишем, а то вдруг кто-то не догадается, –опешила я и вырвала листок из блокнота.
 – «Освежитель» - четко произнесла я.
– ОсвИ – или освЕжитель?– спросила Лина.
Признаться, слово никак не хотело умещаться на небольшом листке от блокнота. На третьей попытке у нее полились слезы… Я молчу. Слезы текут, но  написать очень хочется! То лишний хвостик, то Е  скрючилось. Тихо всплакнув, она снова и снова садилась за непослушное слово.  Признаться, меня удивила такая настойчивость. Но ей очень хотелось, чтобы было правильно и красиво…
На фотографии я запечатлела вторую и четвертую попытку.

Комментарий Монтессори-педагога

Любопытно, что Юлия Ивановна Фаусек не разрешала детям писать слова на чистовик, прежде чем они не научатся выводить красиво отдельные буквы на грифельной доске. Наверное, она считала, что тщательная каллиграфическая работа приучает детей жить на высшей точке своих сегодняшних возможностей.  А некрасиво написанное на листке бумаги  слово огорчает ребенка. Обратите внимание, как Лина переживала, что слово «освежитель» не умещается на строке.  И как она стремилась написать его красиво.  А если бы вместо листка бумаги, впопыхах вырванного из блокнота, у нее в руках оказалась маленькая грифельная дощечка с палочкой, какие продаются в любом игрушечном магазине, она могла бы легко потренироваться, каждый раз стирая неточную букву, а потом записать слово красиво уже на  листке бумаге.  Но и к этому порядку действий Лина должна привыкнуть. То есть, лист бумаги – это всегда чистовик!

Не менее важным моментом является  стремление ребенка подписывать предметы, которые он видит перед собой. Приходит настоящее открытие – каждый предмет можно не только назвать, можно записать его название на бумаге. Разумеется, мама легко разрежет чистый лист бумаги на полоски и предложит Лине записывать названия предметов, которые стоят в комнате, чтобы приложить эти записки к соответствующим предметам. Но, чтобы не поступать так жестоко с интерьером помещения, лучше купить Лине альбом размером А4 и наклейки с изображением животных. Она будет эти наклейки устраивать на листах альбома и потом подписывать, как сделал это один шестилетний мальчик.

Немного о грамматике. Конечно, взрослым хотелось бы, чтобы дети сразу стали писать грамотно, поддаваясь внутренней языковой интуиции. И действительно. В возрасте 3-х – 4-х лет у многих детей появляется интуитивная грамотность. То есть, если вы спросите такого малыша, как будет правильно (не уточняя, что именно правильно – говорить или писать), например,  «освЕжить» или «освИжить», малыш вдруг сразу ответит правильное написание этого слова! Но уже после пяти, когда ребенок учится писать и читать и сделал открытие, что слова пишутся и читаются (произносятся) по-разному, вы увидите на его лице сомнение.  Или вопрос, как в случае с Линой. Маленькие дети бескомпромиссны в своем незнании законов жизни. Они живут чувствами и, потому ни в чем не сомневаются. А поскольку грамота живет в человеке даже раньше его появления на свет, малыши – потрясающие грамматеи. Но, к сожалению, до поры до времени. Вот видите, Ангелина уже начала сомневаться, как правильно написать слово…



Страницы дневника:

  • Занятие первое

  • Занятие второе

  • Занятие третье

  • Занятие четвертое

  • Занятие пятое

  • Занятие шестое

  • Занятие седьмое

  • Занятие восьмое



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru