Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Файлы > Математика. О внутренних смыслах Монтессори-материала  
Цветные стерженьки   |   Скачать

Изучим, например, материал «Цветные стерженьки», который нетрудно изготовить самим, нанизывая на проволочки цветные бусины.



Счет с цветными стерженьками предшествует освоению детьми работы с Досками Сегена и относится, скорее, к итоговым материалам первой математической группы, чем ко второй или к третьей.  Оказывается, Мария Монтессори придумала цветные стерженьки, чтобы ребенку легче было устно считать целыми числами. Вот именно целыми числами, как это предполагают математические штанги, а не, колличествами, как, например, в веретенах.

Монтессори пишет: «Математические  штанги — это превосходный материал, но слишком громоздкий, для него нужно много места. Вот почему, сохраняя основную идею, мы приготовили более компактный материал, для него не нужно много места — ребенок может разложить его на своем столе. Это бусины, нанизанные на прочный стержень».
 
Далее Мария Монтессори точно описывает цвет бусин каждого стерженька, и этот цвет на поверку не совпадает с тем, в который окрашины бусины цветных стерженьков производства фабрики Nienhuis. Она пишет: «Бусины окрашены в разные цвета. На стержне с десятью бусинами они красного цвета, с девятью - голубого, с 8-ю — белого, с 7-ю - желтого, с 6-ю - зеленого, с 5-ю — коричневого, с 4-мя — сиреневого, с 3-мя — зеленого, с двумя - фиолетового. Одна черная бусина представляет единицу».

 
 
Что привлекает ребенка в цветных стерженьках. Сначала именно цвет и сопоставление отдельного стерженька с цифрой, которой его можно записать. То же самое он уже проделывал на ковре с математическими штангами, сопоставляя их с табличками, на которых написаны цифры. То есть в сознании ребенка ко времени работы с цветными стерженьками уже сложились нейронные связи, которые делают его работу легкой и приятной.

Раскладывая лесенкой или около табличек с цифрами  цветные стержни, как делал раньше на ковре с математическими штангами, ребенок довольно быстро запоминает цвет, принадлежащий каждому стерженьку, и в дальнейшей работе с этим материалом начинает считать, можно сказать, цветом, а не числами. Вот как об этом пишет М. Монтессори: «Это умение появляется внезапно, словно само собой. Ребенок постепенно перестает пересчитывать бусины, а узнает количество их на стержне по цвету. И незаметно начинает считать по цвету, не по бусинкам».

Отсюда следует, что первой  прямой целью, которая возникает у ребенка, желающего работать с цветными стержнями является сопоставить уже известные ему цифры с соответствующими стерженьками и запомнить их цвет.

Вторая прямая цель ребенка – выучить названия чисел после 10. Для этого к материалу прилагается коробка с дополнительными стержнями-десятками. Впрочем, подобные знания ребенок может  получить и с помощью Досок Сегена.

И третья цель, которой ребенок может достигнуть, работая с цветными стерженьками, особенно, когда в коробке их много – это научиться складывать и умножать с помощью цветных стержней. Если в материал для усложнения действий добавить коробку со стержнями-десятками, как и предлагала М. Монтессори, то ребенок сможет выполнять и действия с переходом через десяток.

А косвенную цель М. Монтессори тоже определяет в своих записях из 2 тома «Научной педагогики». «То и дело раздается крик: «Я сосчитал в уме! Это гораздо быстрее!» Косвенной целью или зоной ближайшего развития ребенка, работающего с этим математическим материалом,  становится подготовка к устному счету.



С помощью цветных стерженьков, действительно, можно прекрасно исполнять некоторые арифметические действия и, прежде всего, сложение и умножение. Вот как об этом пишет М. Монтессори.

«Опираясь на свой опыт, мы приготовили побольше стержней с десятью бусинами — десятков. Дети постоянно  доставали из коробки все десятичные стержни и считали десятками: 10, 20, 30, 40... Мы сделали коробки с десятками (полные десятичных стержней). Там же лежали карты, на которых было написано 10, 20, З0... Дети раскладывали на карты нужное количество десятичных стержней. Это прекрасная подготовка к умножению на 10».
Монтессори предлагала детям записывать свои вычисления цветными карандашами на бумаге, а позднее, после работы с шероховатыми цифрами и освоения изображения их на бумаге, - настоящим пером.


 
 «Материал, - пишет М. Монтессори» имел огромный успех у детей пяти с половиной лет. Они трудились с огромным энтузиазмом, делая до 60 арифметических операций подряд, заполняя целые тетради результатами многодневных вычислений».






Скачать файл


Файлы в этой категории:

  • Цветные стерженьки



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru