Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > Что надо знать об управлении Монтессори-школой  
Что делать, чтобы социум принял наши идеи

Катерина Григоренко
член правления Межрегиональной Монтессори Ассоциации,
Томский государственный университет,
школа-сад «Монтессори»,




Вопросы
Есть один весьма важный источник возникновения монтессори-площадок – частная инициатива или поддержка какого-либо предпринимателя из бизнес-среды. Даже будучи весьма далёким (или не очень) от идей монтессори-педагогики, предприниматель чаще всего вкладывается в дело в трёх случаях. Во-первых,  если изложение идеи открытия монтессори-группы вписывается в его видение развития общества и вызывает желание принять в этом посильное участие. Во-вторых, если откликается на его потребность в социальном одобрении (иногда, оправдании) собственной состоятельности. Третий случай ― личный интерес – ребёнок «садовского возраста» или жена-педагог, которая связывает свою жизненную миссию с профессией монтессори-педагога. При этом желание предпринимателя поддерживать площадку тем сильнее, чем больше перечисленные выше мотивы подкрепляются надеждой на маломальски финансовую состоятельность задуманного предприятия. Однако, и в случае с предпринимателем, причины отказа от участия в деле, а значит, исчезновения площадки обсуждаются в той же логике, что и с социумом и с государством – «неготовность» и/или «конфликт интересов».

Ответы
В описанной выше тенденции существенным является то, что факторы успешности появления и существования монтессори-площадок связываются в сознании большинства с добротной педагогической начинкой, а негативные факторы с чем-то или кем-то, не имеющим к педагогике отношения.
И это, возможно,  есть момент истины!
Итак, когда мы говорим, что кто-то или что-то не готово принять гениальные идеи и бесценные плоды нашей педагогической деятельности, мы всего лишь констатируем собственную неготовность заниматься управлением на таком же профессиональном уровне, как и педагогикой.
Действительно, сколько бы ни вкладывались педагоги в улучшение созданной ими «среды», как бы ни оттачивали своё мастерство проведения трёхступенчатых уроков и использования метода наблюдения, жизнеспособность монтессори-группы всегда будет связана с тем, насколько эффективно выстроена модель управления внутренней и внешней средой их организации.
И это не столько логические предположения, сколько закономерности, подтверждаемые самой историей возникновения и развития монтессори-движения в нашей стране и в мире.
Например, анализируя жизненные циклы самых известных монтессори-площадок в России со времён перестройки, можно обнаружить примеры, когда, не смотря на успешную педагогическую практику, наработки знаменитых и по сей день педагогов, площадка всё-таки закрывалась, т.к. не состоялась как организация с эффективной системой управления.
Каждый, кто открывал монтессори-группы - убедился на собственном опыте, чтобы успешно стартовать, недостаточно набрать обученных педагогов и закупить комплект монтессори-материалов, нужно еще проделать массу организационной работы.
Но главная идея этой статьи в том, что для успешной и долгосрочной деятельности необходимо построить эффективную модель управления монтессори-площадкой. На это оказываются способны только те руководители, которые сознательно развивают в себе именно управленческие компетенции. Они осознают, что управление это отдельная наука, профессия, весьма отличная от педагогики.

Время и место

Особенности создания современных моделей управления монтессори-площадкой связаны со спецификой места и времени, которые диктуют свои законы выживания и развития не только образовательным организациям, но и предприятиям из любых сфер деятельности. Это законы общества, вступившего на путь построения рыночной экономики.
Сегодня, чтобы монтессори-группы не только появлялись, но и могли успешно конкурировать (именно конкурировать, а не выживать) на рынке образовательных услуг, необходимо грамотное управление площадкой по законам этого самого, пусть ещё только формирующегося рынка. Ведь рыночные отношения в сферу образования приходят, не спрашивая, готовы к ним или нет.
Под рынком образовательных услуг здесь понимается место:
· организованное для встречи спроса и предложения на различные образовательные программы, подходы, концепции и т.прочее;
· где ведётся работа по выяснению и формированию образовательных потребностей заказчиков и презентация им соответствующих предложений;
· которое предполагает помощь в ситуации выбора, а значит и в понимании как отличить результаты одной образовательной программы от другой, оценить их преимущества и недостатки.
Не смотря на то, что восприятие идеи рынка как «практики организованной свободы» (П.Друккер) уже прочно вошло в наше сознание и быт относительно таких сфер жизни, как торговля, сфера обслуживания, туризм и проч., с образовательной сферой всё по-прежнему не понятно. Ключевой смысл идеи и способы организации рынка образовательных услуг настолько не банальны, что образовательная сфера до сих пор с трудом проживает первичную стадию хаоса вхождения в рыночные отношения. Даже государство подключилось к разработке механизмов конкурирования образовательных площадок, объявив о смене содержательной парадигмы образовательной политики на экономическую. Об этом подробно говорится в концепции КПМО («Комплексный проект модернизации образования» Правительства РФ до 2015 г). Т.е. сегодняшнее понимание целесообразности существования конкретной школы, детского сада или вуза рассматривается государством не только с точки зрения качества образования (соответствие государственным образовательным стандартам), но и исходя из инвестиционной привлекательности с точки зрения социума и показателей экономической состоятельности. Не правда ли, в этом угадывается предпринимательский подход, который мы уже рассматривали выше.
Вот в такое переходное время мы живём и открываем свои группы и классы.
Можем ли мы позволить себе ждать, когда всё само образуется, кто-то разберётся и скажет (прикажет) как надо действовать, или мы должны сами что-то предпринимать?
Что именно?...

Самоопределение

Каждый руководитель монтессори-площадки рано или поздно отвечает на эти вопросы. Ведь большинство руководителей стали ими по праву лучших в качестве монтессори-педагогов. Некоторые из них оставили педагогическую практику, многие продолжают совмещать роль педагога и управленца. Общее одно – как правило, они взяли на себя роль руководителя, не имея специальной профессиональной подготовки, и потому осваивают науку управления на своём собственном опыте. Местами удачном, местами невыносимо горьком.
Анализируя стратегии освоения управленческой деятельности, как профессии, можно увидеть несколько направлений, в которых двигаются руководители монтессори-площадок.
Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся:
· Собственный опыт – он же метод проб и ошибок;
· Обучение – все формы, начиная от самообучения с помощью спец. литературы, информационных ресурсов сети «Internet» и заканчивая программами ПК и ПП(повышение квалификации и переподготовка) , тренингами, семинарами по управленческой тематике;
· Привлечённые оргконсультанты – помощь консультантов, имеющих управленческий опыт и образование;
· Внешнее или совместно-разделённое управление – все случаи, когда в управлении площадкой используется модель, заданная учредителем (собственником) сверху в приказном порядке;
· Научный руководитель (куратор) – помощь в управлении  методической и исследовательской деятельностью педагогов;
· Помощь психолога – обращение к психологам для лучшего понимания поведения людей в организации, психологической поддержки самого руководителя.
Есть так же и не часто встречающиеся, но весьма эффективные способы освоения таких ключевых компетенций управленца, как проектная, исследовательская и коммуникативная:
· Экспертиза – широкое понятие,  к управлению монтессори-площадкой имеет отношение в случаях, когда руководитель осознанно организует и сам участвует в деятельности, направленной на получение оценки содержания и качества какого-либо объекта управления (например, «подготовленная» среда монтессори-группы, организация образовательной деятельности, методические разработки, проекты, программы и др.авторские инициативы и продукты).
· Социализация монтессори-образования, которая  предполагает:
1) участие в сетевых проектах, исследовательских программах (по управленческой тематике), грантах, конкурсах на разработку и реализацию образовательных программ;
2) взаимодействие (сотрудничество) с организациями из различных сфер деятельности (общественные, образовательные, бизнес и т.д.), представляющими различные интересы относительно инноваций в образовании.

Секреты долгожительства

За каждым направлением – свои возможности, особенности, риски, своя цена. Собственно, продвижение в сторону управления любым из этих путей и есть залог того, чтобы открывающиеся монтессори-группы могли обретать свою устойчивость и жизнеспособность. А каждый из способов – это один из секретов её долгожительства.
В истории возникновения каждой монтессори-группы есть что-то общее, и что-то совершенно уникальное. Так же и в выборе каждого руководителя есть сочетание легко угадываемой и порой совершенно неожиданной последовательности вхождения в новую профессию управленца. Свой неповторимый путь!
Итак, на вопросы «С чего начать?» и «Какой способ лучше?» правильного ответа нет, зато есть примеры того, как может рассуждать любой руководитель монтессори-площадки (опытный или  новичок), выбирая для себя тот или иной способ освоения науки и практики управления. Примеры в таблицах ниже:
1. Собственный опыт
«Face об table» – секрет, доступный  каждому!
· Наличие собственной практики – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие для приобретения управленческих компетенций.· Этот способ освоения профессии управленца самый надёжный в смысле запоминания, самый затратный  в смысле времени и самый дорогой в смысле ошибок.

2. Обучение
Многие знают, что УЧЕНЬЕ – это свет, некоторые понимают, что это ещё и сила. И только посвящённым открывается главный секрет:
 ОБРАЗОВАНИЕ – это РОСКОШЬ!
· Главная задача на пути к обучению – самоопределение руководителя:зачем, чему и как учиться.· Помощь в выборе можно найти у оргконсультантов и других руководителей, которые уже отвечали на подобные вопросы.· Рекомендации – это необходимые  подсказки, но не менее важны самостоятельные пробы разных способов обучения, комбинирование их, поиск и изобретение собственного эффективного стиля обучения, который уникален для каждого руководителя.

3. Привлечённые оргконсультанты
Секреты оргконсультантов – сродни секретам гуру.
Берегите гуру! Их мало, но они знают сакральные тайны власти.
· Чтобы понять, как устроена уже существующая система управления, в чём её сильные и слабые стороны, надо выйти за её пределы. Эту задачу можно выполнить с помощью оргконсультанта в роли внешнего эксперта-аналитика. Он может представить независимую оценку относительно проблем и задач управления площадкой, быть навигатором в море знаний и примеров из практики других руководителей. При этом руководителю важно удерживать свою собственную позицию. Когда у вас в распоряжении два взгляда – картина более полная. · У оргконсультантов с высокой квалификацией высокая ставка оплаты труда. Регулярное  использование их помощи требует больших финансовых затрат. Зато существенно экономит время и деньги, необходимые для поиска и систематизации знаний и информации, нужной для принятия особо важных решений, а, значит, снижает риски ошибок,  за которыми следуют несравненно большие потери и траты.

4. Внешнее или совместно-разделённое управление
Секрет про то, как узнать и использовать чужой секрет.
· В начале своего управленческого пути можно воспользоваться готовой моделью управления, выбранную учредителем. Однако, ситуация в управлении всё время меняется, предложенная модель может стать не адекватной задачам, решаемым на конкретной площадке в конкретный момент её развития. Поэтому рано или поздно её придётся перестраивать. Но  изобретать велосипед лучше, если уже, хотя бы видел, что это за зверь, тем более, если на нём катался, пусть и на чужом…· Опыт участия в совместно-разделённом управлении всегда можно конвертировать в самостоятельную управленческую практику и наоборот. (Было бы что конвертировать!) 

5. Научный руководитель (куратор)
Секрет, в котором две-три головы лучше, чем одна-две.
· С помощью научного руководителя (куратора) руководитель и педагоги монтессори-площадки могут получить:1) консультационную и экспертную поддержку по вопросам организации «подготовленной среды» и образовательной деятельности;2) сопровождение экспериментальной педагогической практики;3) развитие методической и исследовательской  базы площадки.Поэтому, если руководитель использует ресурсы научного руководителя, шансы площадки на выживание и развитие высоки. Особенно в том случае, если  приглашённый научный руководитель – носитель широкого взгляда на возможности и риски интеграции метода М.Монтессори в современном поликультурном образовательном пространстве России.· Т.к. обычно научный руководитель является приверженцем какой-либо научной школы (теории), то имеет свои собственные виды и интересы относительно приоритетов экспериментальной педагогической практики. Поэтому главное для плодотворного сотрудничества с ним – прояснить и согласовать, в чём общие цели и выгоды  от совместной работы, а в чём интересы расходятся и каждый идёт своим независимым путём.· Опыт успешных монтессори-площадок характеризует сотрудничество не с одним, а с несколькими научными руководителями. Они меняются или дополняют друг друга на разных этапах жизненного цикла площадки в связи со сменой приоритетных направлений в экспериментальной деятельности. · При выборе научного руководителя существенным являются общие интересы и цели относительно экспериментальной практики, а так же его компетентность в рамках этих интересов. Приписка к научной школе, статусы и научные звания зачастую играют вторичную роль. Приглашённый научный руководитель не обязательно должен быть напрямую связан с монтессори-педагогикой, главное, чтобы он  разделял её основополагающие ценности.

6. Помощь психолога
Секрет, как не перепутать звонок другу и помощь зала.
· Главное в постановке задач для психолога – удержать в его работе с персоналом границы между влиянием на личность и на профессионала. То есть психологическое сопровождение личностного развития и профессионального – разные задачи. · Решение первой задачи – исключительное право и ответственность самого работника. · Зато, задача организации психологического сопровождения профессионального развития сотрудников, как раз относится к сфере управления персоналом.

7. Экспертиза
Секрет: даже сам эксперт не может зафиксировать, что есть объект,
который он экспертирует. Потому как оба находятся в непрерывном развитии.
Это знают физики и используют маги…
(подробнее об этом в теории относительности А.Эйнштейна и историях о Г.Поттере)
· Понятие «экспертиза» однозначно не определено не только в монтессори-сообществе, но и в современной российской педагогике в целом. Поэтому, прежде чем обращаться за экспертизой руководителю самому надо решить какой смысл он вкладывает в это понятие и каких результатов ожидает получить с помощью этого колоссального ресурса. В соответствии со своими целями и стоит подбирать экспертов. · Если руководитель считает, что главная цель экспертизы – не контроль, а образовательная поддержка авторской позиции педагогов площадки ему необходимо выполнить ключевое условие – обеспечить открытое обсуждение целей, предмета, процедур и результатов экспертизы между авторами* и экспертами.* - под авторами понимаются все педагоги и управленцы, деятельность которых экспертно оценивается.

8. Социализация монтессори-образования
Секрет социальных сетей в том, что туда попадают либо от богатства,
либо от бедности… Но в результате выигрывают ВСЕ!
Расчёт строго по формуле: 1+1+1+1>4
· На пути к социализации монтессори-образования находится самый не банальный способ освоения самых дорогостоящих управленческих компетенций: проектной, исследовательской, коммуникативной. · Размыкание границ собственной практики для разных субъектов образовательной политики (родители, общественные организации, бизнес, чиновники и т.д.) – верный путь для тех, кто заинтересован в презентации  конкурентных преимуществ монтессори-образования. Это реальная возможность не только словами, но и делами  поддерживать в сознании социума и государства позитивное отношение к бренду «Монтессори-педагогика».· Чтобы вступить в партнёрские отношения с другими руководителями и организациями важно: иметь ясное для себя и других намерение, быть готовым  вырабатывать правила совместной деятельности и подчиняться им, брать на себя обязательства и отвечать за собственный вклад в достижение общих целей и…решительно отказаться от перфекционизма по отношению к себе и к своим партнёрам.· Опыт, накопленный самыми успешными монтессори-площадками доказывает – одиночный путь гибельный! Перспективы успешной социализации монтессори-движения связаны с кооперацией ресурсов не только внутри монтессори-сообщества, но и за его пределами.

Вход и выход

Список секретов долгожительства можно дополнять как в ширь, так и в глубь. Предложенная типология – это лишь пример размышлений, какие входы и выходы есть на пути руководителя, который осознанно тратит свои силы, осваивая профессию управленца, занимается построением модели управления своей монтессори-площадкой.
Более подробно эти рассуждения с описаниями возможностей и рисков при использовании  секретов долгожительства можно найти в полной версии этой статьи на сайте Межрегиональной Монтессори Ассоциации http://www.montessori-association.ru/



Список материалов:

  • Что делать, чтобы социум принял наши идеи

  • Зачем, чему, как и у кого стоит учиться руководителю детского сада, клуба или школы Монтессори



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru