Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > Монтессори-педагог как он есть  
Искать и находить в себе секрет детства

Оксана Иванова
Монтессори-педагог,­ Председатель Межрегиональной Ассоциации Монтессори-педагогов России


Вслед за Марией Монтессори будем каждый день искать и находить в себе секрет детства


Вы не можете научить человека ничему.
Вы можете лишь помочь ему
найти знание в самом себе
Галилео Галилей

 

 

 

Поиск ребенка, которого пока нет

Несмотря на крайне сложный этап, переживаемый сейчас во всем мире, (я имею в виду и экологический, и экономический и нравственный кризисы, охватившие планету) система Монтессори дарит нам огромную надежду на будущее человечества, поскольку именно раскрытие духовного потенциала человека лежит в основе педагогики Монтессори. «Люди творят не с помощью своих ног и тел, а с помощью своего духа и разума, и когда последние достигнут подобающего им уровня развития,  все наши «неразрешимые проблемы» разрешатся» » [Монтессори 2009, стр.308].

В своих работах доктор Монтессори указывает нам, что даже в «повседневной жизни учительница должна … исследовать секрет детства»: «недостаточно знать, что ребенка зовут Джон и что его отец – плотник» [Монтессори 2009, стр.305], важен взгляд на ребенка как «на возможность стать настоящим человеком», в высшем значении этого слова, ведь даже « в девиантном ребенке обычно скрыты лучшие качества человеческой души, и когда они проявляются, учительница, которая их наблюдает, приветствует их с радостью награжденной веры» [Монтессори 2009, стр.305]. Учительница должна верить, что, найдя привлекательную для него работу, ребенок раскроет свою истинную природу. Наблюдать и поддерживать рождение в детях таких качеств, как трудолюбие, стремление преодолевать трудности, готовность помогать, уважение других, - большая привилегия! Уникальная позиция Монтессори-педагога заключается в том, что ему важно удерживать в сознании не только план настоящий (то, каким ребенок является сейчас), но и план возможный, но скрытый пока (тот самый красивый и прекрасный цветок, который возникнет из «духовного зародыша»). «Монтессори-учитель находится в постоянном поиске ребенка, которого еще нет», - пишет Монтессори [Монтессори 2009, стр.299]. В этом, безусловно, и сложность, (поскольку требуется огромное терпение), и счастье нашей профессии.
 
Следует признать, что очень часто самым большим нашим препятствием на пути служения  ребенку, который создает в себе человека,  являемся мы сами –  и педагоги, и руководители.  Поэтому так важна внутренняя подготовка учителя, в первую очередь, готовность изменить себя изнутри. 

Мария Монтессори обозначает конечную цель такой внутренней подготовки в нашем методе: «Подготовка состоит  в самоконтроле, запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку. Равновесие – это отнюдь не лишний момент его поведения» [Монтессори 2005, стр.210].

«Педагог должен пойти путем смирения, самоотречения, терпения, уничтожить гордость, возвысившись над пустотой тщеславия» [Монтессори 2006, стр.85].

«Разъяснения, которые мы даем учителям, состоят в том, чтобы показать, что их задача это их внутреннее состояние» [Монтессори 2005, стр.206].

Думается, что без этой работы с собой, со своей личностью невозможно увидеть  и понять ребенка.  И наблюдения без такой работы, в свою очередь, могут носить искаженный характер.

Умение толковать детство
зависит от нашей внутренней
 подготовки

То, что мы видим (то есть толкование происходящего)  сильно зависит от нашей личностной подготовки.  По словам великого отечественного ученого и философа А. А. Ухтомского: «Человек видит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя. И в этом может быть величайшее его наказание!» [Ухтомский 2008, стр. 547]. «Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответствует действительности. Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью» [Ухтомский 2008, стр. 546]. 

В связи с этим, все непроработанные дурные наклонности могут затуманивать взор и сознание педагога, вводить его в заблуждения. В нашем методе, который основан на наблюдении, личность наблюдающего (а именно чистота и ясность сознания) является определяющим звеном, ведь от того, какие выводы мы сделаем, наблюдая внутреннюю жизнь ребенка, «живые души» (по выражению Ю. И. Фаусек) – зависит наш подход и дальнейшая работа с ребенком. Итак, именно от нашей внутренней (духовной,  как говорила Монтессори) подготовки зависит, сможем ли мы или нет  «безошибочно отличать истинное от ложного, подобно ученому, умеющему ценить мельчайшую частичку материи, любые проявления зарождающейся жизни, и не допускать никаких ошибок в наблюдениях, никаких посторонних примесей, грязи, которые бы исказили бы его исследования, его истину» [Монтессори 2006, стр.87].

На любом тренинговом курсе подчеркивается важность обеих составляющих в подготовке педагога (и собственно педагогической  и психологической - личностной). Другое дело, что процесс становления Монтессори-педагога занимает несколько лет. Все монтессори-педагоги  знают, какую длительную и кропотливую  работу над собой им пришлось проделать, прежде чем появились первые успехи в классе.  И если на обучающих курсах фокус внимания и интересов слушателей смещается в сторону изучения организации среды, изучения материалов, способов управления классом, то, когда начинается этап проживания, практической работы и стройные теоретические постулаты почему-то не хотят срабатывать - вопросы личностной подготовки выходят на первый план. Ведь внутренняя подготовка не возможна  в теории, она начинается тогда, когда появляются первые ошибки, трудности, а главное – осознание их!

Если мы обращаем внимание на значимость внутренней работы, то вместе с тем прекрасно понимаем, насколько нам надлежит быть предельно корректными, поскольку в данном случае мы выходим не только на профессиональный, но и на личностный уровень человека.

При этом мы точно знаем, что способов, возможностей, путей работы личностной сегодня огромное количество. «Каждый выбирает по себе…». Мы не вправе указывать и тем более заставлять слушателей курсов или своих работающих педагогов идти тем путем, который подходит нам. Но мы можем познакомить их, предложить им еще одно прекрасное  эффективное и самое главное безопасное средство – это самонаблюдение!

Понятие и смыслы самонаблюдения
 
Самонаблюдение  играет важную роль  в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности.  Под самонаблюдением мы понимаем, «стратегию получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр.»  http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=2164

Возникает самонаблюдение в ходе общения с другими,  в ходе освоения определенного социального опыта. Дело в том, что  наше развитие непосредственно связано с категорией «другого»  - другого опыта, человека, среды (М. Бахтин). Через других мы познаем себя.

«Только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые  находит самого себя как лицо!» [Ухтомский 2008, стр. 548].  Это и есть подлинная диалектика.

Таким образом, для педагога наблюдения за ребенком и наблюдения за собой тесно и неразрывно связаны.   Наш главный тезис сводится к тому, что если педагог во время работы научится  фиксировать и анализировать  не только поведение и действия детей, но и возникающие при этом собственные мысли и чувства, то это значительно продвинет его внутреннюю личностную подготовку, а значит,  и приблизит к пониманию предназначения Монтессори-учителя.

Способность к самонаблюдению означает «возможность становиться вне себя», то есть выходить за пределы самого себя. Этот путь, например,  Ухтомский описывает как путь от своего Двойника (те есть своего самозамкнутого, самоутверждающегося, самооправдывающегося Я)  к Собеседнику. «Освободиться от своего Двойника – вот необыкновенно трудная, но и необходимейшая задача человека!» [Ухтомский 2008, стр. 548].  Пока же «человек не освободился от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит сам собою; и лишь тогда, когда он пробьет скорлупу и поставит  центр тяготения на лице другого, он получает впервые Собеседника. Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику. Собеседник же, т. е. лицо другого человека, отрывается таким, каким я его заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас» [Ухтомский 2008, стр. 549]. 

Можно выделить 2 способа использования метода самонаблюдения:
1. Внешнее самонаблюдение строится с применением средств аудио и видео записи. Особенно  это актуально на этапе вхождения в Монтессори-педагогику. Просмотр и прослушивание аудио и видео записей даст огромную информацию самому учителю, ведь поначалу, когда детская группа находится на этапе хаоса, действовать учителю приходится в гораздо большей степени и меньше времени остается на собственно наблюдения. Такой просмотр позволит учителю увидеть себя со стороны и даст ему возможность осознать и наметить  пути дальнейшего профессионального и личностного роста. Хочу заметить, эффективность этого метода основана еще и на том, что, тогда, когда сам учитель анализирует себя, это рождает гораздо меньше сопротивления и позволяет быть честнее в выводах, чем тогда, когда нам на наши недостатки указывает кто-то другой, такова, к сожалению, природа человека.
2. Внутреннее самонаблюдение связано с наблюдением за своими мыслями и чувствами, реакциями и побуждениями. Это, безусловно,  более сложный способ, однако именно он приводит в конечном итоге к состоянию самоконтроля и самообладания, о котором так много писала М. Монтессори. Для того чтобы глубже понять суть способа внутреннего самонаблюдения, предлагаем сравнить его с понятием «рефлексии». Сразу оговорюсь, что, конечно, понятие» «рефлексии гораздо шире и объемнее, самонаблюдение является одной из составляющих рефлексии как механизма личностного развития. Под рефлексией мы понимаем «форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека» (Большая Российская энциклопедия, 2001).

Наше удвоенное отражение в зеркале

В широком смысле рефлексия связана не только с самопознанием  субъектом внутренних психических актов и состояний, но и механизм взаимопонимания, то есть осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. не просто Рефлексия - это знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Речь идет о «своеобразном удвоенном процессе зеркального отражения индивидами друг друга, о взаимоотражении, содержанием которого выступает восприятие внутреннего мира партнера по взаимодействию» [Щедровицкий 1993, стр ].

Если же сопоставлять узкое понимание рефлексии и понятие внутреннего самонаблюдения, то можно увидеть следующее: дело в том, что рефлексия – это процесс осмысления, самонаблюдение – это процесс фиксации. Рефлексия в переводе с латинского означает «обращение назад», то есть предполагается, что есть время,  в котором субъект производит определенные действия, они могут быть как внешними, так и внутренними, и есть время для последующего глубокого анализа этих действий. Самонаблюдение внутреннее связано с фиксацией собственных движений (опять-таки и внутренних, и внешних) в ситуации «здесь и сейчас». Это очень важный момент!

Педагог, работая с детьми здесь и сейчас, не только совершает определенные действия (проводит презентации, групповые уроки, т. е. направляет и организует образовательный процесс), но и включает внутреннего  наблюдателя, просто фиксирует собственные чувства и мысли, состояния, не осмысляет, не выносит себе оценку, не осуждает себя, не критикует, не занимается  самоедством, а просто высветляет в своем сознании собственные эмоции и движения, пусть даже и не самые лучшие и радостные. Я имею в виду и суетливость, и торопливость, и страх, и гнев, и раздражение, и состояние неопределенности и так далее.

Фиксация без оценивания и вынесения себе вердикта позволит педагогу принять себя таким, какой он есть, а значит, и принять ребенка, присоединиться к нему, не осуждая внутренне. Согласно С.Л. Франку, чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми, со всей мировой жизнью в целом [Франк].

Внутреннее самонаблюдение - это исходная точка саморазвития. Даже просто фиксирование внутренних ощущений приводит в конечном итоге к осознанию себя, своей личности и, если верить Франку, выстраиванию отношений с миром вообще.

Уже одно осознание может положить начало процессу изживания в себе того, что, по словам М. Монтессори, не может помочь нам в воспитании, и позволит «благоразумно менять свои манеры, которые препятствуют нашему пониманию детей» [Монтессори 2005, стр.211].

Кроме того, внутреннее самонаблюдение позволяет подмечать разные состояния, условно говоря, как позитивные, так  и негативные. Позитивно окрашенные состояния позволят педагогу обрести уверенность, ощущение своей значимости, придадут ему силы и энергию для дальнейшей работы, поскольку только обнаружение собственных ошибок, только недовольство собой не способствует обретению целостности свой личности, я бы даже сказала, усекают и искажают образ своего Я. «Тому, кто непрерывно ищет путь возвышения своей духовной жизни, не нужно постоянно брать на заметку свои ошибки, которые делают невозможным истинное понимание ребенка», - пишет М. Монтессори в книге «Дети -  другие» [Монтессори 2005, стр.206].

Поэтому самонаблюдение как фиксация ведет впоследствии к осознанию, а осознание, в свою очередь, говоря словами М. Мамардашвили, является средством самоосвобождения: субъект, совершая акты самопознания, получает удовлетворение от поиска духовного усилия к своему освобождению.

Таким образом, самонаблюдение – это путь, не только позволяющий понять себя, но и путь, благодаря которому у нас появляется возможность на другом уровне увидеть и понять ребенка, и шире - увидеть  понять лицо другого человека.

Считаю, что самонаблюдение занимает особое место в работе Монтессори-педагога. И если руководители обучающих семинаров, руководители центров и групп, работающих по системе Монтессори, смогут создать систему сопровождения и «выращивания» Монтессори-педагога, основанную не только на контроле, но и на помощи в освоении как внешнего, так и внутреннего самонаблюдения, – это даст замечательные результаты  и будет способствовать развитию Монтессори-педагогики в целом.


 



Список материалов:

  • «Жертва», «компьютер», «обвинитель»Опыт самого первого Монтессори-тренинга учителей в России

  • Чем отличается "детская садовница" от "наставницы"?

  • Искать и находить в себе секрет детства



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru