Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > Монтессори-терапия  
Вы входите в кабинет Монтессори-терапевта. Что вас там ожидает?

Ольга Николаевна Красикова - Монтессори-терапевт, диплом АМИ 1994 года

 

 

 

 

 

От Монтессори-терапевта ничего не скроешь

С чего начинает Монтессори-терапевт, когда к нему в кабинет приходят за помощью впервые? Понятно: со знакомства. Ведь прежде, чем приступить  к работе с пациентом, необходимо получить информацию о о нем. Монтессори-терапевт, обычно,  не задает прямых вопросов  родителям особого ребенка, потому что знает, что, вернее всего,  получит на них  стандартные ответы. Ему многое становится понятным уже с того момента, когда родители открывают  дверь кабинета. В каком положении по отношению друг к другу находятся родители и ребенок, о чем они разговаривают и, главное, какие эмоции при этом выражают их лица?  Готовы они принимать помощь, адресованную ребенку, или сами нуждаются в психологической поддержке, а, возможно, и реабилитации?
    
Монтессори-терапевт обращает внимание, например, на то, как родители сажают ребенка: себе на колени, рядом с собой или они предпочитают находиться на расстоянии ребенка. Если родители выражают желание выйти из кабинета во время приема, Монтессори-терапевт дает им понять, что уважает их чувства, но его работа при их отсутствии не имеет смысла.
   
Многие родители и не подозревают, что в специальных условиях  их ребенок может что-либо делать самостоятельно. Поэтому в кабинете Монтессори-терапевта всегда стоит не только взрослая, но и детская мебель.
   
Понимает ли ребенок обращенную у нему речь? Если его активная речь  не развита, то каким образом происходит общение между ним и членами его семьи? Многое Монтессори-терапевт  выясняет, вовлекая ребенка в диалог, при этом, не ожидая и, тем более, не требуя от него словесных ответов.

Незаметно разговор переходит на тему «Игрушки». Кто в семье играет с ребенком, и в какие игры? Как ребенок берет предметы, как удерживает их в руках, какие действия и манипуляции может совершать самостоятельно? В процессе этого разговора Монтессори-терапевт  выстраивает доверительные отношения со своим маленьким пациентом и его родителями. Вместе они составляют расписание занятий (мой опыт подсказывает: оптимальный режим 2 - 3, занятия в неделю; первый цикл 10 – 12 занятий). Родителям придется приходить на занятия с блокнотом, в котором они будут записывать все, что сочтут важным и необходимым. Монтессори-терапевт всегда сообщит им  цель каждого занятия и обратит внимание на самые важные момементы занятия.

Монтессори-педагог — именно педагог, а не доктор. И главная его задача: не  устранить особенности развития ребенка, а помочь родителям научиться жить рядом и вместе с их особым ребенком.

Как надеть на стержень колечко?

Вот на прием к Монтессори-терапевту пришел маленький пациент с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич). К сожалению, сегодня это наиболее распространенное нарушение естественного развития у детей. В то же время ДЦП – это состояние в котором ребенку необходимо научиться жить.

Но пока он не может даже удерживать в руке предмет. Как ему помочь?

Монтессори-терапевт знает, что способность человека брать и удерживать предметы зависит от мышечного тонуса. Мышечный тонус «создает» подготовку к движению. При попытке взять предмет тонус мышц нарастает, пальцы сжимаются в кулак, большой палец оказывается под остальными. Захватить предмет ребенок не может.

Монтессори-терапевт спокойно и, не спеша,  обхватывает руку ребенка. большим пальцем своей руки он слегка сгибает детскую руку (как показано на фото 3). И...  Детская ладошка «раскрывается»!

Теперь можно положить под ладошку  предмет, удобный для захвата, например, кольцо пирамидки. Смещаем большой палец своей руки на детское запястье и противоположным движением большого и указательного пальцев выпрямляем детскую руку (фото 4). Рука ребенка сама сжимается в кулачок, захватив предложенный предмет! 

Монтессори-терапевт совершает все движения не спеша,  осторожно. Иногда он ощущает, что  рука ребенка то напрягается, то расслабляется. Конечно, он сразу сообщает ребенку, что он, оказывается,  уже может сам держать предмет в руке, и радуется вместе с ним его успеху.   

Чтобы предмет не выпал, руку ребенка надо держать именно так.  Если он согнет руку в запястье, пальцы раскроются и предмет может выпасть. Дети с ДЦП в большинстве своем интеллектуально сохранные дети; даже если они по известным причинам не могут говорить, они хорошо понимают взрослых. Монтессори-терапевт помогает ребенку надеть кольцо на стержень, совершая те же действия (большим пальцем своей руки слегка сгибает детскую руку как показано на фото 3).

В начале терапевтической деятельности нелегко бывает определить, сколько раз необходимо совершать подобные действия, прежде, чем ребенок сможет сделать что-то без посторонней помощи. Это  зависит от тяжести нарушения и развития двигательных функций. Ведь, прежде чем совершить внешнее действие, ребенок должен построить его механизм в уме. У детей с ДЦП этот процесс значительно замедлен. Поэтому  результат сразу не виден. Но Монтессори-терапевт, во-первых, создает для своего пациента эмоционально-комфортную среду, и, во-вторых, оказывает ему строго дозированную помощь в осуществлении действия, которое он в последствие обязательно совершит самостоятельно.

Монтессори-терапевт старается быть открытым и правдивым во взаимоотношениях с родителями ребенка, терпеливо объясняет им, что, если ребенок сначала не достигает результата, или у него что-то не получается – это нормально. Терпение и труд все перетрут.



Список материалов:

  • В чем состоит разница между terrapeia и therapevo

  • Как определить у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, и как помочь малышу?

  • Если к вам в группу привели ребенка с синдромом Дауна, не отказывайте родителям

  • Вы входите в кабинет Монтессори-терапевта. Что вас там ожидает?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru