Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > О детских группах "Вместе с мамой"  
Как выглядят итальянские ясельки для детей от 3-х месяцев до 3-х лет

Елена Хилтунен - Монтессори-педагог 
Надежда Гончарова - Монтессори-педагог 

До сих пор ясли без мамы?!

Бюджет итальянской семьи  чаще всего не выдерживает обычных трат на содержание, в том числе и детей, и мамам приходится выходить на работу очень рано, буквально с исполнением ее малышу 3-х месяцев. Поэтому существует широкая  государственная сеть детских ясель (здесь их называют nido), куда принимают детей сразу после трех месяцев. Частные нидо стоят очень дорого, так что мамы стремятся определить детей  в государственные.

Выбора метода воспитания малышей у  родителей в Италии фактически нет.  Все  ясельки  похожи друг на друга. Но долгие годы итальянские Монтессори-педагоги  пытались своей кропотливой работой повлиять на состояние всей государственной системы помощи родителям в воспитании детей. Особенно  самых маленьких. И, надо сказать, их старания не прошли даром. Об этом рассказала на нашем семинаре Грация Хоннеггер Фрешко, отдавшая этому делу всю профессиональную жизнь. Мы видели результаты этой замечательной работы своими глазами.

Итальянские нидо лучше, чем любая няня

Итальянские нидо, действительно, совсем не похожи на российские ясельки, в которые отдавали нас наши мамы в шестидесятые-семидесятые годы ХХ века. Нет, конечно, сомнений не вызывает вопрос: что лучше, мама или детский сад. Но вот на вопрос: няня или ясли – хочется ответить: если ясли такие, как те, что мы видели в Италии, то лучше – ясли, чем няня.

Мы обращали внимание, прежде всего, на построение пространства для жизни малышей. С первого взгляда может показаться, что и такое  у нас есть, и такое. Но если взглянуть на обустройство сред глазами опытного наблюдателя,  сразу заметишь прекрасные находки итальянских педагогов.

Детские ясли в Legnano

Этими ясельками особенно гордится  Сentro Nascita Montessori (Italia). Их курирует Грация Хоннеггер Фрешко, здесь проходят практику слушатели ее учебного курса.

Дух Монтессори и идеи ее коллег и учеников чувствуется во всем: и в низеньких кроватках спален для самых маленьких, и в в мягком уголке с зеркалом, о которых М. Монтессори писала в «Секрете детства», и в том, что здесь почти нет пластмассы, и вся мебель и игрушки сделаны из естественных материалов. В окнах до пола и прозрачных дверях, открывающихся в сад.

Но давайте пройдем по этим симпатичным итальянским яселькам.

Дворик с открытой парковкой для маленьких велосипедов и веранда с садовыми столиками и закрытой от дождя и пыли песочницей, похожей на  низенький стол с  двумя встроенными в него тазиками.

Так устроены шкафчики в раздевалке. Они похожи на наши, но детские вещички не просто лежат  на верхней полке, а складываются в плетеные корзинки. Иногда на верхнюю полку ставятся и запасные чистые детские ботиночки.

А вот рабочий стол наставницы при входе в главный зал яселек. Обратите внимание на крохотное креслице, в которое усаживается малыш, пока мама беседует с наставницей.

У каждого детского столика стоят деревянные креслица  и низенькие стульчики (стульчиков, кстати, гораздо меньше, чем креслиц). Креслица –  один из главных предметов мебели в группе для деток с 1 года до 2-х лет.     При желании их можно перевернуть и превратить в подставки под игрушки или материалы.

Но есть и особые стулья. Они почти такие же низкие, как детские. Но это стулья для взрослых, для наставниц. К ним приделаны колесики так, что можно легко передвигаться по комнате, даже не вставая, а все время, находясь на уровне ребенка.

А вот уголок для развития движений – главное место, где возятся малыши, уже научившиеся ползать и стремящиеся ходить. Лесенка деревянная с ковровыми ступеньками и удобными перильцами. А под горку можно забраться, как в домик. Тут же рядом ковер, толстый мат с подушками и мягкое кресло-мешок. На стене знаменитое зеркало Монтессори с поручнем для поддержки ребенка, начинающего передвигаться ножками.

Это спальня для самых маленьких.  Кроватки, похожие на лодочки придумали итальянцы для крошек, кому часто не исполнилось еще и полгода.

Войдем теперь в комнату, которую у нас иногда называют «мокрой» – умывальную комнату. Здесь уж точно сделано все, как было в Доме детей Монтессори. Один длинный рукомойник с несколькими кранами. Все это, конечно, ОЧЕНЬ низко приспособлено у стены и есть специальная полочка, где стоят маленькие резиновые сапожки. Тут же ­ деревянная вешалка для просушивания мокрых тряпочек и платочков, которые малыши пытаются стирать. 

В рабочей комнате, кроме низеньких полочек с редкими игрушками стоят и высокие стеллажи. С них наставницы сами достают малышам игрушки, когда  видят, что ребенок готов заняться чем-то серьезным и сконцентрировать свое внимание на работе с отдельным предметом. Стеллажи устроены таким образом, что в каждом отделении стоит по одной, максимум, по две  игрушки.

Обратим внимание! Рядом с ящиком с песком на верхней полочке стоят песчаные  шероховатые буквы.

Вот два хорошо знакомых нам материала. Один – праобраз нашей русской пирамидки. Российские участники семинара  пожалели, что не привезли и не подарили итальянским детям эту  народную игрушку. Но, если честно,  незамысловатая деревянная палочка с шариком на конце и десяток колечек, которые на нее легко нанизываются более удобна для детских ручек. И к тому же колечки все одинакового размера, что особенно облегчает работу малыша и заставляет его невольно сосредоточиться именно на просовывании палочки в кольцо.

А вот еще  материал – это всем нам хорошо знакомые блоки с цилиндами Монтессори. Но! Шарики, за которые дети вынимают цилиндр из лунки, сделаны  на маленькой двойной «ножке». Такие цилиндры для блоков совсем недавно стала делать наша Омская фабрика. А у итальянцев они делались всегда.  А ведь эти «ножки», действительно, позволяют делать более точными движения трех или двух основных пальцев детской руки, тренирующей способность пинцентного движения, присущего только  человеку. Блоки с цилиндрами в этой группе тоже стоят на верхней полке и предлагаются только самым старшим детям.

Мы открыли один из ящиков низенького шкафа и обнаружили там  корзинку, в которой аккуратно сложены детские переднички. Каждый был продет через специальное деревянное колечко, к которому привязана табличка с именем малыша.

- Хотите, мы покажем вам, как это делается? – спросили нас детские наставницы.

Нагрудник складывается в трубочку, как коврик. Резинка, которая к нему пришита вместо завязок, чтобы ребенок мог сам передник надевать, укладывается вдоль рулона.

Затем левой рукой, просунутой в колечко, рулончик вытягивается наружу. И свернутый передник укладывается в корзину. Готово! Корзинка ставится в ящик шкафчика. Ящик  задвигается.

Мы уезжали из детских ясель (nido) маленького итальянского городка Legnano с чувством глубокого уважения к людям, которые так много сил, доброты и нежности приложили к созданию наилучших условий для жизни своих маленьких воспитанников. Пусть об этих замечательных ясельках знает теперь не только вся Италия, но и наша большая Россия.

 Детские ясли в Cardano al Campo
 
В  Cardano мы приехали на автобусе.
­  Приехали! Проиехали! - закричала, выбегая на порог nido дочка мэра города. И все воспитатели и руководство яселек вышло нас встречать. Мэр города произнес торжественную речь, и мы вслед за ним вошли в помещение яселек. 

На этот раз мы решили вглядываться в детали. Как и любые детские сады Монтессори и похожи и непохожи друг на друга. Общие черты итальянских Монтессори-ясель мы заметили сразу: окна и двери в сад, куда малыши могут выбегать, когда им угодно, специальная детская мебель. Низенькие кроватки и деревянные креслица, легко превращающиеся в изящные столики или полочки Зеркало около пола с поручнем и рукомойники в ряд.  «Корзинка сокровищ» и игра «Эвристика». Что еще?   


Мы все же хотели найти особенности именно этих городских яселек, которые встречаются не так-то часто в Италии и, тем более, у нас в России.

Деталь первая. Почти все коробочки, в которых лежат материалы, а так же многие кубики и цилиндры обшиты ситцем. Ткань ласкает ручки маленького ребенка лучше, чем какой-либо другой материал — даже дерево.

Деталь вторая. Ребенку предлагаются самые разные виды работ с подобными формами. Кубики могут трасформироваться в призмы, а через отверстия в цилиндрах можно проталкивать самые разные предметы, можно даже самому пролезть.

Деталь третья. В работе с малышами используются только природные материалы. Нам продемонстрировали занятие под названием «Большое склеивание». На садовом столе в нескольких отделениях коробки выложены самые разнообразные приодные материалы: семена, шишки, сухие цветочки, ракушки, камешки, деревянные пуговицы. Из всего этого богатства дети выкладывают вобьные узоры, которые сразу приклеиваются на общий картон. Получается чудесное панно, которое может украсить даже самый изысканный домашний интерьер.

И это далеко не все, на что мы обратили внимание, и над чем решили внимательно  подумать, возвращаясь из городских детских ясель Cardano. Именно подумать, определить смысл и достоинства увиденного, а не копировать сразу в своих российских Монтессори-группах, как это у нас, к сожалению, часто бывает.



Список материалов:

  • Свобода движений

  • Хозяйственный уголок

  • Уголок познания мира с помощью чувств

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 1

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 2

  • Как выглядят итальянские ясельки для детей от 3-х месяцев до 3-х лет



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru