Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > О детских группах "Вместе с мамой"  
Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 1

Елена Хилтунен, Монтессори-педагог. Текст лекции опубликован в журнале "Монтессори-клуб"№ 5,  2009 год

 

 

 

 

 

Монтессори-педагогику иногда называют «средовой», подчеркивая, что Мария Монтессори первостепенное значение придавала взаимодействию ребенка с предметами человеческой культуры, составляющими его окружение. Специально подготовленная среда означала для нее строго выверенный с помощью психолого-педагогического анализа набор предметов культуры и предоставление ребенку возможности свободно действовать с ними. Возможно, если мы вчитаемся в тексты М. Монтессори и представим себе, как она складывала образ такой среды для ребятишек своего Дома ребенка, нам станут понятными и принципиальные основания нашей собственной работы в этом направлении.

Монтессори пишет в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», что  огромное влияние на ее представления о том, какие предметы, действительно, необходимы для развития детей в том или ином возрасте, оказали работы Жана Итара. Итар впервые почти за столетие до М. Монтессори применил принцип дидактизации  инструментов (орудий) психологической диагностики для регулярных упражнений с ними дикаря из Айверона. Он обнаружил, что обычные игрушки не производят на его ученика никакого впечатления.

Вот что пишет Ж. Итар: «Я предоставил Виктору разнообразные детские игрушки, и пытался научить его использовать их. Но к моему огорчению заметил, что они часто выводят его из себя, и он прячет их в разные места, хотя не ломает. Ломал их только иногда когда был в гневе».  Подобное отношение к игрушкам, которые любой взрослый человек и в наше время считает неотъемлемой принадлежностью детской субкультуры, говорит нам о том, что, возможно, мы ошибаемся, до сих пор наполняя дошкольные детские группы и наши домашние детские комнаты  плюшевыми мишками и кукольной посудой. Игрушки и предметы-заместители, видимо, не оказывают на развитие ребенка столь явного развивающего действия, как предметы обыденной человеческой жизни.

В то же время Жан Итар наблюдал, как действует на его ученика часто повторяемые упражнения с диагностическими материалами.  Он, например, ставил в его комнату серебряные стаканчики, перевертывал их на глазах Виктора и предлагал найти под одним из них орех.  Это был обычный тест,  определяющий представления ребенка о связях в окружающем мире. «Со временем я заменил съедобные продукты на простые предметы. Интерес его к этой игре не угас, он научился быстро находить спрятанный предмет». (Жан Итар. «Доклад о первых успехах Виктора из Айверона. 1801 год»).  Чуть ниже Итар описывает упражнения своего ученика с подбором картинок к соответствующим предметам, а так же накладыванием вырезанных из металла букв на их отпечатки на картоне. Упражняясь с этим материалом, Виктор показывал чудеса своих возможностей.

Все эти описания Итара послужили для Марии Монтессори важнейшим принципом в организации подготовленной среды и главным методом ее педагогики, до сих пор производящим революцию в общепринятых взглядах на воспитание детей.  Ей говорили, что дидактические материалы, которые она расставила по полкам вместо игрушек, не представляют собой ничего нового – обычные предметы для измерения чувствительности. Она отвечала: «Мой метод заключается в том, что я произвожу эксперимент с каким-нибудь дидактическим материалом и дожидаюсь непосредственной, самопроизвольной реакции ребенка. Этот метод, действительно, во всех отношениях похож на приемы экспериментальной психологии…. Но между теми приборами и моим дидактическим материалом — огромная разница. Эстезиометры дают возможность измерять; мои же материалы, напротив,  приспособлены к тому, чтобы упражнять ребенка в его собственном развитии. Чтобы достигнуть этой педагогической цели, нужно не утомлять, а занимать ребенка. Вот почему так трудно выбрать подходящий дидактический материал».

Итак, нам становится понятно главное основание, по которому создается подготовленная  предметная среда в любой детской группе, работающей по принципам педагогики Марии Монтессори – мы берем психологический инструментарий для диагностики детей того или иного возраста, и дидактизируем его, превращаем в развивающий дидактический материал.  Затем производим эксперимент, предлагая его для свободной работы детей, и выбираем из всех предложенных только те предметы, которые дают положительную динамику в детском развитии. Именно из этих предметов, в конце концов, и сложится оптимальный вариант специально подготовленной среды для детей того или иного возраста.

В данном случае нас интересует подготовленная среда для малышей от 1 года до 3-х лет. Дело в том, что Мария Монтессори, как известно, не оставила четкого описания обстановки подобной детской группы. Есть лишь отдельные фрагменты записей ее представлений по этому поводу. Наиболее точные исследования в этом направлении велись и ведутся американскими учеными и практиками. Но никто не запрещает и нам включиться в подобную работу. Представляется так же, что любые рекомендации, исходящие из уст авторитетных в нашем образовании людей могут, и должны быть подвергнуты серьезной экспериментальной проверке и  научному анализу записанных наблюдений, прежде чем будут переноситься в образовательную практику и тиражироваться.

От какой существующей сегодня  психологической диагностики мы можем оттолкнуться, чтобы наиболее точно выбрать стандартный минимум предметов, который заполнит специально подготовленную среду группы «Вместе с мамой» для детей от 1 года до трех лет?  В Европе такой диагностикиой считают Мюнхенскую функциональную диагностику, разработанную немецкими специалистами под руководством профессора Теодора Хельбрюгге. В Детском Центре, которым много лет руководит этот ученый, широко используется метод работы с детьми, разработанный М. Монтессори. Мюнхеская функциональная диагностика представляет собой довольно объемный труд, но нас сейчас  интересует только небольшая его часть, которая относится к детям от 1 года до 3-х лет. Кроме того, нам в данном случае важны лишь те параметры диагностики, которые можно определить с участием некого психологического инструментария, а не прямого наблюдения за поведением детей.  

Мюнхенская функциональная диагностика охватывает 6 содержательных сфер развития малышей: движение, хватание, восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; понимание речи и активная речь, самостоятельность и социализация. Нас интересует  реакция ребенка на взаимодействие с теми или иными предметами, которые мы устанавливаем в пространстве комнаты для занятий. Результаты диагностики показывают нормальную реакцию от 50 до 90%  детей. Включая предметы диагностики в среду комнаты для регулярных занятий малышей, и дидактизируя их, мы предполагаем, что этот процент значительно увеличится.  

Развитие общих движений (ходьба)

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками.  9,5 м. –  1 г. 0,5 м. 

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см).  10,5 м. –  1 г. 1,5 м. 
Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками.  1 г. 3,5 м. –  1 г. 8 м. 
Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками.  1 г. 4,5 м. –  1 г. 9 м. 
Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой.  1 г. 6 м. – 1 г. 11 м. 
Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. –  2 г. 8 м. 
Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой.  2 г. 5 м. – 3 г. 1 м. 
Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась.  2 г. 11 м. – 3 г. 9 м. 

Идет и несет мяч обеими руками.  1 г. 1 м.  – 1 г. 5 м. 
Бьет по мячу в положении стоя, не держась.  1 г. 5 м.  1 г. 10 м. 
Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м.  2 г. 7 м. –  3 г. 4 м. 
Карабкается на диван и с дивана.  1 г. 2 м.  – 1 г. 6 м. 
Карабкается на стул и со стула с подлокотником  1 г. 3 м. – 1 г. 7,5 м. 

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее.  2 г. 3 м. –  2 г. 11 м. 

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его.  2 г. 9 м. – 3 г. 7 м. 
Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. –  3 г.

 

 

 

Отдельно в Мюнхенской функциональной диагностике выделены самостоятельные действия малыша, связанные с развитием движений руки. Как известно, в период младенчества происходит так называемая, миелинизация  нервных волокон –  процесс образования слоя особого вещества, миелина, вокруг   нервных стволов, который  обеспечивает более точную передачу импульса, например к руке ребенка, немедленно выполняющей ответное действие. Этот важнейший процесс значительно влияет на развитие мышления ребенка.

Все диагностические действия, включенные в Мюнхенскую функциональную диагностику,  требуют участия специального инструментария, то есть набора предметов, помогающих ребенку выполнить то или иное действие. Часть из них представляют собой предметы обыденной жизни (например, карандаш и бумага), но другие должны быть специально подготовлены для наблюдения за действиями с ними ребенка. Вот эти-то предметы и могут быть дидактизированы и поставлены на отдельные полочки или столики в специально подготовленную для занятий детей комнату.   


Развитие движений кисти руки 

Бросает два шарика в банку.  11 м.  1 г. 2,5 м. 
Рисует точки или короткие штришки на бумаге.  1 г.  1 г. 3,5 м. 

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны.  1 г. 0,5 м.  1 г. 4 м. 
Надевает два кольца на пирамидку.  1 г. 1 м.  1 г. 5 м. 
Рисует штришки во все стороны.  1 г. 1,5 м.  1 г. 5,5 м. 
Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см).  1 г. 2 м.  1 г. 6 м. 
Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм.  1 г. 2,5 м  1 г. 4 м. 
Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм).  1 г. 3,5 м.  1 г. 8 м. 
Рисует штришки с закругленными концами во все стороны.  1 г. 4 м.  1 г. 9 м. 

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90' , так чтобы не выступали концы.  1 г. 5 м.  1 г. 10 м. 

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см.  1 г. 6 м.  1 г. 11 м. 
Рисует плоскую спираль, с одним пересечением.  1 г. 7,5 м.  2 г. 1 м. 
Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон.  1 г. 9 м.  2 г. 3 м. 

Крутит ручку музыкальной шкатулки.  1 г. 10 м.  2 г. 4 м. 

Нанизывает на шнур шарик-бусину.  1 г. 11 м.  2 г. 6 м. 

Умело рисует круглую спираль с тремя витками.  2 г.  2 г. 7 м. 

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет).  2 г. 1 м.  2 г. 8 м. 

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток.  2 г. 2 м.  2 г. 10 м. 
Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый).  2 г. 4 м.  3 г. 

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя).  2 г. 5 м.  3 г. 2 м. 

Имитирует пишущие движения.  2 г. 6 м.  3 г. 3 м. 
Формирует валик из пластилина (из шарика).  2 г. 7 м.  3 г. 4 м. 
Выделяет при срисовывании горизонтальную линию.  2 г. 8 м.  3 г. 6 м. 
Чертит закрытый круг.  2 г. 9 м.  3 г. 7 м. 

Восприятие взаимосвязей 

Показывает на что-либо пальцем.  11,5 м.  1 г. 4 м. 
Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех).  1 г.  1 г. 5 м. 
Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см).  1 г. 1 м.  1 г. 6 м. 
Находит предмет под одним из двух стаканчиков.  1 г. 2 м.  1 г. 7 м. 

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет.  1 г. 3 м.  1 г. 8 м. 
Вставляет все три стаканчика один в один.  1 г. 5 м.  1 г. 11 м. 


Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка.  1 г. 6 м.  2 г. 

Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см).  1 г. 7 м.  2 г. 1 м. 
Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг.  1 г. 9 м.  2 г. 3 м. 

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см) .  1 г. 10 м.  2 г. 4 м. 
Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку.  1 г. 11 м.  2 г. 5 м. 
Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров – 5,5 см, 8 см, 11 см).  2 г.  2 г. 7 м. 
Сортирует три из четырех кубиков по цвету.  2 г. 1 м.  2 г. 8 м. 

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске.  2 г. 2 м.  2 г. 9 м. 
Строит “мост” из трех кубиков по образцу.  2 г. 4 м.  2 г. 11 м. 
Складывает квадрат из четырех кубиков.  2 г. 6 м.  3 г. 2 м. 


Мы рассмотрели лишь первую часть возможного предметного наполнения специально подготовленной среды детской группы «Вместе с мамой», работающей по принципам педагогики М. Монтессори. Мюнхенская функциональная диагностика, которую мы положили в основание своих построений, включает еще несколько чрезвычайно важных разделов. Это и понимание речи, и ее развитие, и социальное поведение ребенка, и  степень его независимости от взрослого. 

                                    



Список материалов:

  • Свобода движений

  • Хозяйственный уголок

  • Уголок познания мира с помощью чувств

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 1

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 2

  • Как выглядят итальянские ясельки для детей от 3-х месяцев до 3-х лет



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru