Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > О детских группах "Вместе с мамой"  
Уголок познания мира с помощью чувств

Несколько слов о детской мебели

Итак, в группу «Вместе с мамой» приходят дети, которые совсем недавно научились ходить. А некоторые все еще ползают. Если первыми в младенце начинают действовать органы чувств, которые, как считала М. Монтессори, являются для его абсорбирующего ума своеобразными «инструментами захвата», то завоевание  умения самостоятельно передвигаться  есть наиважнейшее приобретение годовалого малыша. Оно покрывает почти все другие приобретения, в том числе и умение долго сосредотачиваться на чем-то одном. После года дети становятся невероятными непоседами. Мы много раз замечали, как малыш в группе «Вместе с мамой» не может и минуты удержаться в работе с одним каким-то предметом, отходит от него, сдвинув с места, и переключает свое внимание на  следующий. Создается впечатление, что ребенок скользит по поверхности пространства комнаты, лишь разрушая порядок вещей, и это занятие нравится ему больше всего.  Так оно и есть. Работает природа ребенка, которой мы должны доверять, потому что все в ней происходит по строгому плану Создателя. Если мы хотим не ломать ребенка, а помогать ему в жизни, не будем заставлять его много сидеть за столом и сосредоточенно работать с материалом. Такое время тоже придет, но пока наберемся терпения.

В группе «Вместе с мамой» мало мебели. Если и ставят столики, то специально ОЧЕНЬ низенькие. Детям удобно устроиться за такими, даже стоя на коленках.  Более того. Можно весь уголок для познания мира с помощью чувств  превратить в один большой низкий стол, на который поставить несколько специальных игрушек, которые, наверняка, понравятся малышу. О них речь пойдет ниже. А если решим ставить стулья, то лучше, если это будут креслица с подлокотниками, поскольку они настраивают ребенка на доступную ему, пусть краткую, концентрацию внимания. Для мам под этим столом хранятся специальные подушки, которыми можно воспользоваться, устроившись рядом с ребенком на коленях.

Если такого единого для всех стола в группе нет, можно ограничиться низкой широкой полкой с небольшим количеством стационарных сенсорных игрушек.  Причем, лучше, чтобы эта полка была придвинута к стене или другой перегородке – так ребенку тоже будет легче сосредоточиться.

Что же можно поставить на стол или положить на широкую полку?


Кубики в ящичках

Малышу достаточно, чтобы кубиков было всего 3 – 4. Лучше, если они будут окрашены в основные цвета или совсем не окрашены.  Размер кубиков разный, но в одной коробке должны лежать кубики одного размера. 

Что можно делать с кубиками? Прежде всего – устанавливать одни на другой. Построение башенки – одно из любимых занятий малышей до трех лет. Но нетрудно заметить, что, построив башенку, ребенок тут же разрушает ее. Оказывается, ему важно почувствовать свою власть над предметами и  процесс созидания и разрушения. Когда это чувство освоено им, чаще всего побеждает созидание, и ребенок больше не только не разрушает свои постройки, но и охраняет их от посягательств.

Кубики прекрасно помогают малышам координировать движения, тренируют ловкость и аккуратность. До 3-х лет, как мы знаем, происходит интенсивная миелинизация мышечных тканей,  то есть процесс обволакивания особым веществом миелином нервных волокон. Укрепившиеся таким образом мышцы рук начинают слушаться сигналов, которые подает мозг,  и руки выполняют соответствующие сигналам действия. Ускорить этот природный процесс, свойственный только человеческим детям, не возможно. Но помочь миелинизации нервных волокон можно. Для этого детям предлагают строить башенки сначала из больших кубиков, а потом – из маленьких, усложняя тем самым задачу.

После 3-х лет М. Монтессори, создав свою Розовую башню, ставила перед детьми задачу строить ее из уменьшающихся по размеру кубиков. Нет смысла ставить этот материал даже в упрощенном варианте в группу «Вместе с мамой», так как до 2, 5 – 3-х лет ребенок не в состоянии выполнить  прямую цель в работе с этим материалом, то есть  построить башню гармонично от начала и до конца. Эта работа сложна для него, и он не справляется с ней до конца.

Шарики, цилиндры и машинки

Маленькие дети – фанаты движения. Причем они не только любят ползать, бегать, прыгать сами, но и обожают наблюдать движущиеся предметы. Именно поэтому маленькие мальчики заворожено смотрят на движение машин по шоссе или полет самолета в небе. А девочки сосредоточенно наблюдают, как катится по земле, брошенный кем-то мяч.   Этот волшебный момент концентрации внимания не можем пропустить мы – взрослые. Вот почему стоит собрать материал из движущихся предметов. Это будет корзинка, в которой лежат шарики, цилиндры и деревянные машинки. Шарики могут быть со звонком. Их выпускает фирма народных игрушек «Вальда». Когда ребенок заинтересовался этой корзинкой, лучше снять ее с полки или со стола и расположиться тут же, рядом, но на маленьком коврике. Шарики, цилиндры и деревянные машинки вынимаются из корзинки, и ребенок с удовольствием приводит их в движение, наблюдая, как они катятся. Если я толкну рукой шарик, он покатится по ковру, – думает малыш. То же произойдет и с цилиндром. Я многое могу делать сам! От моего желания зависит многое! Подобные невольные рассуждения, отлично развивают мышление малыша, фиксируют в его головке, как говорят ученые, причинно-следственные связи.

Деревянные пазлы со штырьками

Вероятно, в наше время не стоит никого убеждать в  пользе занятий маленького ребенка с  рамками и вкладками. Если хотите, чтобы эта работа была приближена к настоящей монтессорианской, то на детский стол стоит положить деревянные пазлы, которые выпускают наши фабрики Монтессори-материалов (и Омская, и Питерская) Они переняли модель у голландской фабрики NIENHUIS , являющаяся законодателем Монтессори-стандартов в Европе, поэтому такие пазлы, наверняка, «правильные». Они состоят из трех геометрических рамок на одной дощечке и трех вкладок – квадрат, круг, треугольник.  Фигуры выкрашены в основные цвета: красный, синий, желтый.

Может возникнуть вопрос относительно величины штырьков на этих пазлах. Не слишком ли они велики? Но до трех лет, пока у ребенка формируется так называемый пинцетный захват, который является одной из человеческих тенденций, подаренных природой, – штырьки вкладок могут быть или увеличенными, чтобы ребенок брал их сразу всеми пальчиками рук, либо очень маленькими, чтобы он мог поднять вкладку только двумя пальчиками (указательным и большим). Если штырьки будут по величине равны штырькам в блоках цилиндров, у ребенка может сформироваться неправильный пинцетных захват.  В дальнейшем придется с трудом переучивать его правильно держать карандаш.  Так что классические блоки с цилиндрами Монтессори тут не годятся.

В наших игрушечных магазинах продаются деревянные пазлы с маленькими штырьками. Лучше всего выбрать те, в которых вкладки одинаковые по форме, но разные по величине. То есть на деревянной доске вырезаны пять рамок, изображающих, например, слоников, и в них вложены пять вкладок от самого большого слоника до самого маленького.

Во многих группах «Вместе с мамой» ставят так называемые «сокращенные» блоки с цилиндрами. Но есть ли смысл это делать в свете всего вышесказанного? Пока наши фабрики не выпускают блоков с цилиндрами, которые полностью отвечали бы требованиям обращения с ними малышей до трех лет.

Деревянная пирамидка или ей подобная игрушка
 
Обычная деревянная не окрашенная или раскрашенная пирамидка – отличная игрушка для развития зрительных и тактильных ощущений малышей до трех лет.  Задача простая – снять со штырька кольца пирамидки и вновь собрать ее. Малышам достаточно собирать пирамидку, не ориентируясь на размеры колец. К трем годам, когда в их сознании укрепится понятие величины, они смогут надевать колечки пирамидки, соответственно величине ее колец.

В последнее время в игрушечных магазинах стала продаваться хорошая игрушка, сделанная по принципу пирамидки. На пластмассовой подставке установлены четыре штырька разной формы, на которые можно надеть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.  Такая игрушка тоже помогает ребенку развить координацию движений и научиться зрительно и тактильно анализировать предметы.

Русская матрешка

На ремесленной ярмарке надо выбрать матрешку, состоящую из трех куколок, разобрать ее и в корзинку сложить отдельно «платочки», отдельно «юбочки». Корзинку поставить на полку или на общий стол. Мама покажет ребенку, как можно из половинок собрать куколку, и малыш будет пытаться сделать две другие матрешки. К трем годам он научится собирать правильную «многослойную» матрешку.

Бутылочки с крышками

Коробку или корзинку с крышками и бутылочками кладут, обычно, для детей постарше. Крышки лежат в ней отдельно, а баночки-бутылочки – отдельно. Работу ребенок может делать самостоятельно, подолгу концентрируясь на ней. Принцип тот же, что и у матрешек. Но преимущество материала в том, что он тренирует и хозяйственное умение малыша.

Волшебный мешочек

От 1 года до 3-х малыш переживает несколько сенситивных периодов. Особенно интенсивно проявляется период развития языка. В эти годы дети произносят первые сознательные слова, начинают говорить предложениями, выражать с помощью определенных слов свое отношение к миру. Мы можем помочь малышу расширить запас его слов.  Для этого в группе «Вместе с мамой» не надо делать специальных полок с дидактическим материалом. Несколько развивающих словарный запас игрушек можно положить и на стол или широкую полку, где находятся материалы для познания мира с помощью чувств. К ним относится, например, Волшебный мешочек.

В обычный полотняный мешочек сложены различные предметы из окружающей среды: камешек, ракушка, шишка, карандаш, пузырек, свечка и другие. Мама предлагает ребенку вынимать из мешочка предметы и, аккуратно выставляя на стол, называть их. Если малыш не смог назвать тот или иной предмет, мама сама произносит его название и продолжает игру. Эта игрушка не имеет автодидактического свойства и предназначена именно для работы с ней в группе «Вместе с мамой».

Животные с картинками

Вот еще одна игра на пополнение словарного запаса малышей. В коробке лежат фигурки животных не самого маленького размера. И к каждой фигурке сделана картинка (лучше фотография) реального животного. Двухлетний малыш раскладывает на ковре картинки и ставит на них соответствующих животных. При этом он старается назвать каждое знакомое ему животное. Мама обычно помогает ему разобраться и с картинками, и с названиями животных. Часто бывает,  дети с удовольствием работают с материалом , но пока еще не могут полным словом назвать животное, произносят его название только по «голосу»: му-му, ав-ав, мяу и т.д. Такая работа с материалом тоже приветствуется.

Фруктовый столик

В одном из уголков группы «Вместе с мамой» можно поставить маленький круглый столик. На нем стоят тарелки, содержимое которых каждый раз меняется. На каждой тарелке лежит какой-нибудь фрукт или овощ (банан, морковка, яблоко, груша, мандарин, редиска…) и на той же тарелке отдельные кусочки этого фрукта или овоща. Все занятие столик закрыт большой салфеткой. А за 10 минут до окончания – салфетка снимается. Дети вместе с мамами подходят к столу и пробуют овощи и фрукты на вкус. Мамы обязательно называют их, чтобы малыши смогли соотнести зрительный, тактильный и вкусовой образы овощей и фруктов.  Позднее они будут отличать плоды и по запаху.


***

«Люди нашей цивилизации, – писала Мария Монтессори в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», – являются выдающимися наблюдателями окружающего мира, так как они должны в полной мере использовать его богатства… Красота находится в гармонии, но не в контрастах. А гармония лежит в утончении. Таким образом, тонкость чувств необходима, чтобы ее воспринимать. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».



Список материалов:

  • Свобода движений

  • Хозяйственный уголок

  • Уголок познания мира с помощью чувств

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 1

  • Взгляд на Мюнхенскую функциональную диагностику 2

  • Как выглядят итальянские ясельки для детей от 3-х месяцев до 3-х лет



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru