Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > Образование детей по Монтессори  
Цели воспитания и, как ребенок учится

Лиз ван Донселар (Нидерланды). Лекция прочитана неоднократно в 1998-2005 г.  на семинарах университета "Эврика" 


 

 

Если мы намереваемся обсудить цели воспитания, прежде всего, нам следует подвергнуть их анализу. Попытаемся разделить их на категории в зависимости от того, кто ставит эти цели. Категории могут быть следующими: родители, общество, школа, ребенок.

Родители желают лучшего своим детям. Чаще всего они стремятся, чтобы ребенок получил высшее образование, т.к. оно обеспечивает самостоятельность и зрелость личности. Между тем, они хотят послушного и дисциплинированного ребенка, умеющего принимать на себя ответственность. Многим родителям видится их сын или дочь, занимающие высокое положение в обществе.

Общество принимает на себя ответственность за воспитание будущих ее активных участников, которые станут носителями культуры. Они должны будут уважать и поддерживать принятые ценности и нормы. Все усложняющееся общество с высоко организованной экономикой нуждается в высоко образованных специалистах, умеющих самостоятельно мыслить, принимать на себя ответственность, и обладать способностью постоянно обогащать свои знания. Поэтому именно на общество, в большей степени, ложится финансовая ответственность за воспитание детей.

Школы, образовательные учреждения, имеют свою специфическую цель – выпускные экзамены. Они являются для учеников своего рода воротами в самостоятельную жизнь, а для школ – проверкой качества образования. Конечно, школьники должны быть дисциплинированными и подчиняться многим требованиям. Но все же, школа тоже стремится, чтобы дети воспитывали в себе самостоятельность, ответственность и способность к творчеству.

Ребенок, как мы это увидим в дальнейшем, желает быть независимым и ответственным. Его первейшее желание осуществить это самостоятельно. И лишь с годами представление о взрослой жизни обретает у него  реальную форму.

Учитель определяет цели воспитания, прежде всего, принимая во внимание аспекты развития ребенка. Процесс воспитания подчинен развитию способности ребенка мыслить, познавать новое. Это является важной целью для всех участников, вовлеченных в процесс воспитания – и взрослых, и детей. Важной частью воспитания является физическое развитие. И, безусловно, как частью домашнего, так и школьного воспитания является социальное развитие: знание своей роли в обществе, правильное отношение к собственным желаниям и требованиям других людей, принятие ответственности за поступки других людей, умение сотрудничать. В воспитании большое внимание отводится и развитию эмоциональной сферы. Человек научится поддерживать в себе внутреннее равновесие при условии, если он умеет понимать собственные чувства и чувства других людей и уважительно относится к ним. Мир чувств человека приобретает большое значение потому, что эта сфера не контролируется сознанием и обусловливает другие аспекты: развитие ума, физики человека и его социальных навыков.

Неплохо было бы попытаться сформулировать цели воспитания в соответствии с нашим представлением о воспитанном человеке. Предположим, мы вместе со своими друзьями или коллегами стараемся определить  характерные черты человека, которого мы считаем воспитанным. Но мы тут же замечаем, что наши определения во многом расходятся и даже противоречат друг другу. Эту разницу можно объяснить различиями во взглядах на жизнь, на человека в целом. Я убеждена, что почти невозможно определить цели воспитания, подходящие для каждого индивидуума и для любого общества. Все же для процесса воспитания и образования и для себя лично совершенно необходимо сформулировать эти цели. Мои рекомендации основываются на моем опыте и соответствуют моему мировосприятию. Для меня они ясны. Вы, дорогой читатель, должны найти цели, которые соответствовали бы вашему мировоззрению.

Цели воспитания и образования, сформулированные автором

· В   основе   целей,    определяющих   воспитательный процесс, лежит стремление ребенка стать независимым от опеки взрослого и полагаться на собственные силы. Это стремление воплощается лишь в том случае, если желаемые свойства личности развиваются в ребенке. Это  означает,  что воспитатель  руководит развитием всех выше названных аспектов. Я ещё раз их назову: развитие моторики, ума, когнитивности,  органов чувств, креативности, социальных навыков, эмоциональной сферы.
· Воспитание в ребенке активного участника общественной жизни. Каждый член человеческого сообщества должен принять те ценности и нормы, которые передаются ему культурой этого сообщества. На современном историческом этапе общество требует от человека глубоких знаний технологий, экономики, естественных, а так же гуманитарных наук. Так, например, в России большое значение придается изучению литературе 19 столетия, а в Голландии - живописи 17 века.
· В быстро меняющемся обществе, в котором все большее место отводится индивидуальности, нужны люди, способные формировать собственное мнение, принимать решения и полагаться на собственные силы. Эти качества личности идут в ногу с развитым чувством ответственности и за себя, и за других. Ответственность возможна только в том случае, если человек знает свои способности, осознает рамки этих способностей и понимает, в какой степени и когда можно положиться на других людей, а когда только на себя. Все эти человеческие качества ведут к развитию зрелой личности, уважающей себя и умеющей полагаться на свои силы. Это умение основано на понимании человеком своих возможностей и пределов. Знание себя может принимать выраженную или скрытую формы. Его личная шкала ценностей соответствует нормам, принятым общественной культуры.
· Так как я – учитель-предметник, у меня есть цели, соответствующие моему предмету. Общим для любого предмета является то, чтобы вызвать любопытство и интерес к той или иной науке.


Что мотивирует ребенка на ученье? Каким образом он учится?

Человек появляется на свет с врожденными способностями развивать в себе необходимые умения и навыки. Их развитие происходит при непосредственном воздействии окружающей обстановки. Таким  образом,  существуют  два  движущих  фактора: врожденные способности и окружающая среда. Начавшись с момента рождения, процесс образования продолжается до тех пор, пока ребенок не превратится во взрослого человека. (Если, конечно, он когда-нибудь вообще заканчивается). Мы можем удовлетворить наше любопытство по поводу мотиваций ребенка, только постоянно наблюдая за его спонтанной деятельностью. Взрослые дети, конечно, могут сформулировать, зачем они учатся. Но чтобы понять мотивы ребенка, скрытые от него самого, нам приходится полагаться лишь на наблюдение.

Такие наблюдения происходят постоянно и часто неосознанно для нас самих. Все мы, например, знаем, что маленькие дети в большинстве случаев хотят сделать что-то самостоятельно и чаще всего раздражаются, когда взрослые проявляют излишнюю опеку. Они желают сами справляться с ложкой, одевать ботинки. Они хотят выполнять значимую работу, помогая взрослым в приготовлении пищи. С годами они отстаивают право решать самостоятельно, когда ложиться спать или возвращаться с гуляния домой, какую программу смотреть по телевидению или, какую одежду носить. Короче говоря, они хотят быть независимыми. Когда ребенок представляет себя реальным участником уличного движения, ползая на ковре со своими игрушечными машинками, или убаюкивает куклу, как мама, он всякий раз проживает такую ситуацию эмоционально. Когда дети постарше собираются вместе, чтобы создать собственный клуб, при этом много спорят и дискутируют, обсуждая устав клуба, они тем самым "проигрывают" социальные роли. В подростковом возрасте дети очень часто упрямы, как нам кажется. Они считают себя независимыми и способными принимать на себя ответственность и не желают наших указаний. Когда они, вместо того, чтобы на уроке заниматься делом, спорят или обсуждают что-то, они учатся социальным взаимоотношениям, вырабатывают собственные ценности и стандарты поведения. Они считают это гораздо более важным, нежели сам урок.

Мария Монтессори проводила целенаправленные наблюдения детей в возрасте 2-12 лет. Её намерением было создать новый метод обучения на основе собранного материала. По крайней мере, одно заключение было для нее очевидным: дети стремятся быть похожими на взрослых (родителей, учителей), т.е. быть самостоятельными и независимыми. Всем нам по опыту хорошо известно, что дети любопытны, склонны к исследованию и желают все знать. Они мучают родителей бесконечными вопросами по поводу всего, что видят вокруг себя. По мнению М. Монтессори это характерно не только для маленьких детей. Так как любопытство является мотивацией к учению, ребенку спонтанно хочется учиться.
Желание быть независимым, любопытство и стремление учиться присутствуют в нем изначально. Если растущий ребенок сохраняет свое любопытство, он также сохраняет и желание учиться. Заботиться о сохранении желания быть независимым у более взрослых детей – излишне. Любопытство и стремление учиться выигрывают, если вокруг детей создается интересная, стимулирующая и располагающая к занятиям обстановка.

Как же ребенок учится? Мы обсудим эту тему, руководствуясь следующим положением: учение происходит путем собственной деятельности. Любое положение требует фактов, как поддерживающих, так и опровергающих его. Как ребенок учится ходить? Обучая себя. Как он учится говорить? Обучая себя. Как распознает градации звука и тона и оттенки цвета? Из собственного опыта. Стол в гостиной круглый и имеет одну ножку. При помощи какого процесса происходит в уме ребенка расширение понятия "стол" и на квадратные столы на четырех или трех ножках? При помощи умственных действий в своей собственной голове на основе своего собственного опыта. Как он учится быть ответственным? Только при помощи собственных попыток. Как обучается пользоваться своей свободой? Только пытаясь воспользоваться ей. Возможно, следующий пример знаком вам из вашего собственного опыта.  Вы читаете интересную газету, подходящую для темы вашего урока. На следующий день хотите использовать идеи из этой газеты.  Начинаете рассказывать и сразу замечаете, что не в состоянии воспроизвести  аргументацию  полностью,  хотя в газете все было ясно, и вы очень хорошо  ее  понимали,  когда  читали.  Вы только не выстроили для себя последовательности в аргументации. Необходимо выстраивать ход своих мыслей шаг за шагом,  чтобы полностью овладеть им и сделать своим. Точно также ребенок выстраивает собственный образ реальности в своей голове через собственную деятельность. Манипулирующий игрушками малыш или спорящий подросток создают собственный образ реального мира и систему ценностей. Этот образ всегда присутствует в незаконченном виде. Новые факты, заново приобретенный опыт приращиваются к уже существующему. Возникающее противоречие между приобретенным и существующим может быть разрешено двумя способами. Если противоречие не велико, новые реалии ассимилируются с существующим образом. Если же разрыв слишком велик,  возникает необходимость создания нового образа. Так или иначе, тот, кто учится, должен сам выполнять мыслительные операции шаг за шагом. По моему мнению, утверждение "ребенок учится через собственную деятельность" правдиво для любой сферы деятельности. Я оставляю читателю возможность найти факты, опровергающие это положение.

Несмотря на самостоятельность ученика, воспитатели (учителя) необходимы детям, чтобы наблюдать их жизнь, поддерживать в трудные моменты, поощрять, помогать, готовить дидактический материал и стимулирующее окружение, показывать пример и побуждать детей следовать этому примеру.



Список материалов:

  • Цели воспитания и, как ребенок учится

  • Как я понимаю свободу в образовании и воспитании



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru